Календарь

 

Паломничество на Аляску ко дню памяти прп. Германа Аляскинского и празднование 200-летия Форта-Росса.

Паломничество к берегам Тихого океана состоялось по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и Высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Уфимского и Стерлитамакского, в рамках продолжающегося поиска иконы Божией Матери «Табынская». Поездку от Уфимской митрополии возглавлял епископ Салаватский и Кумертауский Николай (Субботин); его сопровождали игумения Иоанна (Смолкина), настоятельница Богородице-Табынского женского монастыря Уфимской епархии, и казначея монастыря, монахиня Еликонида (Короткина). Перелёт из Москвы осуществлялся посредством агентства православного паломничества «Марфа и Мария», расположенного в Крапивинском переулке столицы, дом 4. В группу паломников, кроме представителей Уфимской митрополии, вошли ещё 6 человек, в основном, жители г. Москвы. Возглавила группу руководитель агентства Марина Канина.

27 июля, в пятницу, состоялся перелёт из г. Москвы в Лос-Анжелес, где мы были встречены назначенными для группы гидами, которые сопроводили нас до Сан-Франциско для размещения в гостинице города.

28 июля, в субботу, рано утром мы выехали в Форт-Росс на юбилейные торжества по случаю 200-летия первого русского поселения в Америке. По традиции, ежегодно в последнюю субботу июля здесь, в Калифорнии-Форте-Росс, проходит большой праздник, именуемый днём «Живой истории». Божественную литургию в Троицкой часовне на территории Форта-Росс возглавил управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан в сослужении владыки Николая. Литургия завершилась молебном святому равноапостольному князю Владимиру. По окончании богослужения архиепископ Юстиниан тепло поприветствовал владыку-гостя, матушку игумению и всех верующих, собравшихся помолиться на этом святом месте со всего мира. «Сегодня мы прославляем великого князя Владимира, который крестил наших предков и просветил Русь светом Христовой Истины», - сказал владыка Юстиниан. – «Но главное дело его жизни, воистину уподобившее его апостолам, простирается не только на Святую Русь. Его потомки – русские иноки, русские люди – стали первыми миссионерами, посеявшими семена Православия на Американском континенте. Таким образом, купель равноапостольного князя Владимира объединяет народы Руси и Америки, и все вы – живое свидетельство того, что труды его и миссионеров в Америке были не напрасны. И сегодня на этой земле прославляется Имя Божие и утверждается Православие!» В ответном слове епископ Николай выразил сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Кириллу и Высокопреосвященнейшему митрополиту Никону, поблагодарил и архиепископа Юстиниана за радушный приём и совместное служение на берегу Атлантического океана. Поздравив всех богомольцев, владыка Николай передал Свято-Николаевскому собору г. Нью-Йорка на молитвенную память от митрополита Никона образ Табынской Божией Матери.

                                                                        Литургия. Форт-Росс.

         После этого архипастыри совершили освящение новых колоколов для Форта-Росс – дара жителей вологодского городка Тотьмы, откуда был родом основатель русского поселения в Америке Иван Кусков. За многие труды по доставке этих колоколов из России в США архиепископ Юстиниан удостоил Архиерейской Грамоты Марка Гальперина.

На древнем кладбище, недалеко от Троицкой часовни, владыки, сослужащее духовенство и верующие молитвенно помянули основателей, строителей и всех живших и трудившихся в Форте-Росс.

На праздник прибыли высокопоставленные гости: Чрезвычайный и полномочный Посол Российской Федерации в США Сергей Кисляк, Генеральный Консул России в Сан-Франциско Владимир Винокуров, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям МИД России Михаил Швыдкой и другие официальные лица, с которыми владыки Юстиниан и Николай после богослужения обменялись взаимными поздравлениями. Праздник завершился братской трапезой, подготовленной прихожанами Свято-Николаевского Патриаршего собора г.Сан-Франциско.

                                                 Форт-Росс. По дороге на русское кладбище.

29 июля, в воскресение, владыка Николай возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радосте» в Сан-Франциско. Его Преосвященству сослужили протоиерей Петр Перекрестов с клиром. Прекрасно звучал хор под управлением талантливого регента и иконописца Владимира Кроссовского, мужа дочери Виктора Метленко. Это тот самый Метленко, который откликнулся на статью о Табынской иконе Божией Матери, опубликованную в газете «Русская жизнь» от 30 декабря 2000 года. Далее в сокращении приводим текст его письма.

«Пишет Вам Метленко Виктор Павлович, живший в городе Кульдже Синьцзянской провинции Китая в продолжении 17-ти лет (с 1930 по 1947 гг.). Хочу познакомить Вас с тем, что я помню о чудотворной иконе Табынской Божией Матери.

Мой отец, Метленко Павел Иосифович, служил диаконом в том храме, где находилась Табынская икона Божией Матери. Нам, детям, он говорил, что икона была привезена атаманом Дутовым в село Суйгун, которое находилось в 12-ти километрах от города Кульджи. После предательства и убийства Дутова она была передана казаками в храм города Кульджи. Я хорошо помню внешний вид этой иконы. Она была в серебряном окладе, испещрённом углублениями, из которых были вынуты драгоценные камни (как нам было сказано, казаками). Икона имела тёмный лик и была приблизительно такого же размера, какой указан в Вашей статье. Также в середине иконы была едва заметная полоса. В городе Кульдже чудотворная икона проявила много чудес. Люди других исповеданий приходили в церковь помолиться перед ней, прося об исцелении различных болезней.

Так от слепоты исцелилась молодая женщина, мусульманка, впоследствии принявшая православие.

Ещё одно чудо, проявленное Табынской иконой, произошло в 1942 году, чему я сам был очевидцем. В тот год в Синьцзянской провинции Китая была страшная засуха. Многие неправославные люди обращались к Богу с просьбой о даровании необходимого дождя, но проходили недели и месяцы – дождя не было, посевы начали гибнуть. Вскоре у пруда был отслужен молебен с водоосвящением перед принесённой иконой. Икона была очень тяжёлой, и несли её по два человека; я тоже нёс этот чудотворный образ. При шествии с иконой, по старой традиции, многие верующие вставали на колени и, приложившись, проходили под ней. Вскоре поднялся сильный ветер и мы почувствовали редкие капли дождя, затем разразился сильный гром, засверкала молния – и полил обильный дождь.

Икона находилась в храме города Кульджи, по крайней мере, до 1947 года. 5 января этого года мы должны были бежать от коммунистического режима на восток, в город Шанхай, и потом дальше, в разные страны. Знаем, что отец Феодосий Солошенко остался с иконой, – слышали об этом от двоюродных братьев, которые находились в Кульдже до 1961 года. Сейчас они живут в Австралии и я постоянно держу с ними связь. О Табынской иконе Божией Матери они знают только то, что при отъезде в Советский Союз отец Феодосий пытался вывезти икону с собой, но прихожане храма воспротивились. Икона находилась в храме до китайской «культурной» революции: в то время, когда молодёжь оскверняла этот храм, вынося всю утварь для сожжения, Табынской иконы Божией Матери уже не было в храме.

К великому сожалению, у меня нет других сведений. Надеюсь, что икона находится в православных руках. Виктор Метленко, Сан-Франциско, США».

После окончания Божественной литургии владыка Николай совершил молебен с акафистом у раки с нетленными мощами святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского. После молебна владыка помазал молящихся святым миром от мощей угодника Божия.В этот же день мы посетили православную гимназию и храм святителя Тихона Задонского в здании детского приюта. Здесь же размещалась келлия владыки Иоанна. Святитель вёл строгую подвижническую жизнь; всегда бодрствуя пред Богом, он постоянно пребывал в молитвенном состоянии. Ел раз в сутки около полуночи, спал очень мало, причём никогда не позволял себе лечь в кровать.Так, в коленнопреклонном положении перед иконами, и засыпал святитель, изнурённый молитвой. Очнувшись, ополаскивал лицо холодной водой и начинал Литургию, которую служил ежедневно. Поведением архиепископ походил на тех, кого в православии называют «Христа ради юродивыми», то есть отрекшимися от мудрости мира сего для постижения мудрости Божией. Конечно, за внешностью юродивого скрывалось нечто большее. Владыку любили – многие русские приехали в Сан-Франциско из Шанхая, где он, будучи епископом местной епархии, собирал на улицах сотни больных и голодных детей и устраивал их в сиротский дом. А когда в Китае произошёл коммунистический переворот, вывез всю паству сначала на Филиппины, а потом в Америку. Первоначально служба совершалась в старом соборе, но своими заботами и трудами, с помощью прихожан и духовных чад из Шанхая, святитель докончил строительство нового кафедрального Радосте-Скорбященского собора, начатого архиепископом Тихоном и приостановленного архиепископом Антонием. В этом соборе и почивают мощи святителя Иоанна.

Далее мы посетили Троицкий собор (юрисдикция Православной Церкви Америки). История этого собора связана с именем святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, который служил в этом храме в бытность архиепископом Алеутским и Северо-Американским. Среди храмовых святынь здесь хранятся облачение святителя Тихона и панагия святителя Филиппа, митрополита Московского. Свято-Троицкий собор был основан в 1860 году, и после его основания приходы постепенно стали появляться по всей стране.

30 июля, в 4-ый день, состоялась обзорная экскурсия по городу Сан-Франциско, знакомство с его достопримечательностями. Посетили «Русский Холм» (RussianHill), который известен своими пешеходными аллеями. Здесь находятся Институт искусств и Генеральное консульство Индонезии. Название Рашен Хилл восходит к временам золотой лихорадки, когда на вершине холма находилось небольшое русское кладбище, которое впоследствии перенесли. Предполагается, что похороненные на нём люди были моряками и предпринимателями из Форта-Росс, находящегося недалеко от Сан-Франциско. Известно, что в первой половине XXвека район был населён эмигрантами из Российской Империи, в основном, молоканами. О них пишут Ильф и Петров в своей документальной книге «Одноэтажная Америка»: писатели побывали на Русской горке и описали её обитателей в 1936 году. В настоящее время значительного присутствия русских на холме не наблюдается – русскоязычная община Сан-Франциско концентрируется, в основном, в Ричмонде.

                                                                       Мост Золотые Ворота.

Следующая достопримечательность Сан-Франциско – висячий мост через пролив Золотые Ворота. Мост Золотые Ворота был самым большим висячим мостом в мире с момента открытия в 1837 году и до 1964 года. Длина моста – 1970 м, длина основного пролёта – 1280 м, высота опор – 230 м над водой, масса –894500 т. Строительство моста продолжалось более 4 лет. 27 мая 1937 года в 6 часов утра мост Золотые Ворота открыли для пешеходов, на следующий день по сигналу президента Рузвельта на него въехали первые автомобили. В 1987 году, в день 50-летия со дня открытия моста, состоялось специальное празднование, во время которого по мосту прошло около 300 тысяч человек. Автомобильное движение на нём осуществляется по шести полосам, в сутки проезжает в среднем сто тысяч автомобилей. Пересечение моста в южном направлении легковыми автомобилями платное, кареты скорой помощи, полицейские, пожарные автомобили и пешеходы пропускаются бесплатно. Мост обслуживается командой из 38 маляров, которые акриловой эмульсией подкрашивают места, наиболее пострадавшие от коррозии. Мост Золотые Ворота печально известен как место самоубийств, и в этом плане является самым популярным в мире. Калифорнийская патрульная служба за год снимает с моста около 70-ти человек, собирающихся покончить с собой. Течение под мостом очень сильное, и последствия прыжка всегда трагичны.

Во второй половине дня по приглашению архиепископа Юстиниана мы посетили Свято-Николаевский собор в Сан-Франциско, находящийся в юрисдикции Московского Патриархата (РПЦ), второй по значению храм Патриарших приходов в Америке. Церковным и административным центром Русской Православной Церкви в США является Свято-Николаевский Патриарший собор в Нью-Йорке, построенный под руководством священномученика Александра Хотовицкого и освящённый в 1902 году святителем Тихоном (Белавиным). На сегодняшний день собор – самый крупный храм не только среди Патриарших приходов, но, по всей вероятности, и среди всех русских церквей Америки.

Владыка Юстиниан предложил нам скромную трапезу, за которой рассказал о жизни православных приходов в Америке и дал ответы на интересующие нас вопросы. К примеру, владыка раскрыл одну из проблем православной Америки, актуальную и в наше время – национальные богослужебные традиции. Некоторые американцы даже считают, что Православие в России и за рубежом – это разные вероисповедания, в действительности же это единая Православная Церковь, отличия только в традициях. Станет ли Православие вероисповеданием американцев или останется религией отдельных национальных групп, зависит от целого ряда причин, в том числе от того, каких традиций, какого духа будет держаться Церковь в Америке, на каком языке будут вестись богослужения.

По окончании трапезы владыка Николай подарил собору образ Пресвятой Богородицы Табынской и поблагодарил владыку Юстиниана за тёплый, сердечный приём.

31 июля, в пятый день нашего паломничества, состоялся выезд в Платину с остановкой в Сакраменто – городе на западе США. В 1963 году именно из Сакраменто началось строительство первой железнодорожной транспортной магистрали США. Этот город является административным центром штата Калифорния. В центре столицы находится Капитолий штата Калифорния – правительственное здание, которое окружает парк, занимающий территорию в 16 гектаров. В городе действует православный храм в честь Вознесения Господня, который относится к юрисдикции Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Настоятель храма отец Павел Волменский встретил нас и предложил, к общей радости, поистине русскую трапезу: картофель, салаты, грибы, макароны – ведь за несколько дней паломничества мы почувствовали себя немного неудовлетворёнными из-за непривычной для нас американской кухни. После трапезы отец настоятель предложил нам экскурсию в Капитолий. На первом этаже здания расположен музей, по содержанию которого понятно, насколько местные жители ценят и почитают своё прошлое и своих предков. Во-первых, сохранившийся Форт Саттера[1], фактическое место основания города. Внешний вид, бытовые условия того времени, оружие и предметы XIX века отправляют посетителей во времена золотой лихорадки. На втором этаже Капитолия проходят законодательные собрания штата Калифорния по выборам в конгресс.

                                                                      Сакраменто. Капитолий.

       После экскурсии по городу мы тронулись в путь по направлению к греческому женскому монастырю во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», расположенному в горах на границе Невады и Калифорнии (ближайший город – Данлап). Эта обитель была основана архимандритом Ефремом, учеником афонского старца Иосифа Исихаста, который приехал в Америку, чтобы окормлять греков, живущих в рассеянии. Он основал здесь 18 монастырей, которые были открыты за два последних десятилетия, большинство из них женские. Поздно вечером мы приехали в вышеозначенную обитель, возглавляемую матушкой игуменией Маркеллой, духовной дочерью отца Ефрема, и были встречены звоном колоколов. Матушка поступила в монастырь, когда ей исполнилось 17 лет, будучи ученицей старца, и уже 35 лет в монашестве, до глубины души пропитана монашеским духом. Несмотря на то, что большинство монахинь, прихожан и паломников – американцы (или англоговорящие греки), служба здесь проходит только на греческом языке. Это благословение архимандрита Ефрема – чтобы американские греки не забывали свой язык, на котором было написано Евангелие. 

В притворе храма стоят иконы, выполненные для монастыря современными иконописцами с Кипра; ценители современного церковного искусства после службы могут насладиться живописью. Климат местечка, где расположен монастырь, – мягкий, а земля вокруг обители плодородна. Монахини ухаживают за монастырским садом, ландшафт и насаждения здесь необычайно красивы. Внутри греческих храмов у икон подсвечников нет, свечи можно ставить в притворе, в специально устроенные поддоны с песком. Интерьер храма богато обставлен иконами, территория вокруг собора вымощена тёмно-красным камнем. Каменные беседки с пышной растительностью напоминают цветущий оазис в пустыне. 

Под звон колоколов мы прошли в трапезную – кругом необыкновенная чистота, свежесть. На празднично накрытом столе нам были предложены различные блюда. Трапеза сопровождалась духовной беседой: матушка рассказала о монастыре, живущем по афонскому уставу. После вечерней трапезы мы отправились в гостиницу на отдых, так как в будние дни у греков служба начинается в 3 часа ночи и заканчивается в 6 утра. Ночную литургию служил владыка Николай на церковно-славянском языке. На клиросе пели матушка игумения Иоанна, монахиня Еликонида и паломница Ольга из Санкт-Петербурга. После богослужения нас пригласили в трапезную на завтрак – предстояла дорога в монастырь преподобного Германа Аляскинского. Матушка Маркелла щедро одарила всех паломников духовной литературой, иконами, и мы отправились в путь. 

1 августа, в шестой день паломничества, мы добрались до деревушки Платина, а затем, по земляной дороге, обвивающей горы, доехали до монастырской территории. Перед нами была белая стеночка, башенка и ворота с калиточкой – всё маленькое в сравнении с российским, скромное, без всяких претензий на величие и даже красоту. От ворот до храма не более 15-20 метров, слева новое здание трапезной и кухня – вот и всё. В монастыре нет ни газа, ни электричества, ни телефона, практически нет воды, только колодец т.н. Владыки Иоанна Шанхайского. Основан этот монастырь иеромонахом Серафимом Роузом – выходцем из обычного калифорнийского города Сан-Диего, из обычной, среднего достатка, протестантской семьи.

                                        Платина. Монастырь в честь прп.Германа Аляскинского. 

С детства он был серьёзным, прилежным и не по годам умным ребёнком, внешне всегда невозмутим, сдержан. После перехода в православие отец Серафим (в Крещении Евгений) три года посещал богословские курсы, которые открыл архиепископ Иоанн. Вскоре владыка приметил усердие Евгения и решил дать ему возможность проявить себя на миссионерском поприще, таким образом «подтолкнув» молодого человека к тому, чтобы он смог разобраться в самых разнообразных вопросах Православия, быстрее развиться духовно. Однажды владыка Иоанн сказал, что верит в то, что в Калифорнии будет миссионерский монастырь. 

Братия монастыря во главе с игуменом Германом вышла встречать владыку Николая с хлебом и солью и колокольным звоном, а после нас провели в храм, построенный заново в 1988 году. Богослужение совершалось иерейским чином: монастырь не был приспособлен к торжественным, возглавляемым архиереем службам. Но это нисколько не умаляло того настроения, с каким мы вошли в храм, и особого благодатного состояния, которое ощутил каждый из нас на этом святом месте, где жил и подвизался человек «не от мира сего». По благословению владыки, Апостол читала матушка игумения Иоанна на церковно-славянском языке. Благодатное пение братии оставило неизгладимое впечатление в наших сердцах. Обыкновенная, самая необходимая одежда, простой монастырский быт напоминал нам о том, что важнее всего в земной жизни для истинного последователя за Христом. Было видно, что братия живёт по примеру основателя своей обители. После литургии состоялась скромная трапеза, за которой владыка Николай и отец Герман обменялись взаимными приветствиями. 

Трапеза сопровождалась чтением учинённым чтецом с высокой кафедры положенных на день душеполезных поучений.

                                            Платина. Место захоронения о. Серафима (Роуза).

После епископ Николай, сопровождающая его группа и игумен с братией отправились к месту упокоения отца Серафима. Могила его представляет собой деревянную платформу, на которой расположено надгробие с простым, из дерева, монашеским крестом тёмно-красного цвета. Платформа ограждена перилами, слева от надгробия установлена скамеечка. Его похоронили на том самом месте, где 14 лет назад, на Успение, они с отцом Германом (сотаинник о. Серафима) совершали свои первые богослужения. Здесь же он слёзно благодарил Бога за то, что Тот дал ему пустынь, где можно трудиться во спасение души. Для многих американских новообращённых похороны отца Серафима и преизбыточная благодать того дня имели особое значение: люди убеждались, что возможности всех православных американцев велики, ибо отец Серафим – первый плод исконно американской святости, первое «живое связующее звено» со святоотечеством. Владыка Николай совершил панихиду на месте его упокоения и преподнёс в дар монастырю преподобного Германа Аляскинского икону Божией Матери Табынскую как благословение от владыки Никона, митрополита Уфимского и Стерлитамакского. 

Сохранилась и келлия отца Серафима, очень тесная и маленькая, с теми же дырами, как и при его жизни. Справа мы увидели лежанку из досок, слегка прикрытую тканью, самодельные шкаф и стол со стулом. В таких условиях подвизался некогда обычный американский парень. Здесь насельник монастыря иеромонах Дамаскин (Христенсен) написал книгу «Не от мира сего» (жизнь и труды иеромонаха Серафима Роуза). 

С радушием и теплотой игумен Герман с братией проводили нас до машины, и мы направились в скит в честь святой блаженной Ксении Петербургской. 

В 1971 году, печатая материалы о недавних чудесах блаженной Ксении, отец Серафим задумался о том, как воодушевить и подвигнуть женщин вступить на монашеский, пустыннический путь. И когда через несколько лет в их монастыре появились искательницы монашества, он начал истово молиться о них блаженной. Вскоре купили землю под скит, на месте будущей церкви расчистили снег (на метр глубиной) и прямо на морозе отслужили первую Литургию. В следующем году заложили фундамент церкви, а сёстры построили домик с часовней – там и жили. Духовником сестёр стал отец Серафим, первой руководительницей скита была мать Бригитта, названная так в постриге отцом Серафимом в честь первой святой монахини Ирландии. 

Сейчас в скиту проживают 4 сестры вместе с настоятельницей. Матушка игумения провела нас по территории: показала церковку, сестринские кельи, огород. Местечко это очень красивое, всюду ели растут, а кругом лес – в отличие от монастыря отца Серафима Платинского. 

Попрощавшись с насельницами скита, мы направились в Лос-Анджелес. По пути нам представилась возможность посетить место под названием Мантон и расположенный там мужской монастырь в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского. Обитель находится в лесу на высокой горе, но, несмотря на это, имеет современную инфраструктуру, весьма благоустроена, ухожена и радует глаз аккуратностью храмов и монашеских корпусов. По наличию всевозможных удобств монастырь заметно контрастирует с обителью преп. Германа Аляскинского, где жизнь братии обустроена очень аскетично, где, по примеру подвизавшегося там отца Серафима (Роуза), насельники отказались даже от электричества и совершают богослужения только при свечах. В Мантоне паломникам, гостеприимно и радушно встречаемым братией, предоставляются все удобства цивилизации, недалеко от монастырских строений. 

Храмы здесь небольшие, но очень уютные – во имя преподобного Сергия Радонежского и воина-мученика Евгения. В них хранятся чтимые иконы Казанской Божией Матери, преподобного Серафима Саровского, святителя Иоанна Шанхайского, частицы мощей многих святых. Монастырь находится под юрисдикцией Православной Церкви Америки. В настоящее время братство состоит приблизительно из двадцати монахов и послушников, которые являются этническими американцами. Важной заслугой братии является занятие умным деланием – творение молитвы Иисусовой как во время полунощницы и при исполнении келейного правила, так и в течение дня.

                                                            Платина. Монашеские кельи.

После всенощного бдения, накануне святого пророка Илии, братия монастыря предложила нам скромную трапезу. Спустя некоторое время, осмотрев мастерскую по производству ладана, мыла и свечей, мы выехали в Лос-Анджелес для размещения в гостинице. 

2 августа, в четверг, утром наша паломническая группа во главе с владыкой Николаем отправилась на обширную экскурсию по городу. Первым местом, которое мы посетили, был собор Пресвятой Богородицы в честь Ея иконы «Взыскание погибших» – единственный в мире кафедральный собор, освящённый в честь этой иконы Божией Матери, единственный храм в её честь во всём Западном полушарии, а также первый русский храм в Калифорнии южнее Сан-Франциско. 

Основание прихода относится к 1923 году, а окончательное освящение храма совершил митрополит Платон (Рождественский) в 1928 году. Среди строителей, благотворителей и первых прихожан собора были князья Голицыны и Волконские, артист-исполнитель М.И. Вавич, офицеры Белой армии, казаки. В числе известных прихожан также нужно отметить русского композитора Сергея Рахманинова (здесь совершено и его отпевание в 1943 году), дочь Григория Распутина Марию, потомков графского рода Воронцовых, актрису Наталию Гурдину (Натали Вуд). Среди духовенства прихода находились три будущих епископа Западно-Американской епархии: Иоанн (Шаховский), Тихон (Фитцтджеральд) и Вениамин (Петерсон). Церковным хором управляли такие выдающиеся регенты, как М. Милошев и В. Морозан. Однажды довелось здесь петь всенощную знаменитому казачьему хору Жарова. 

Будучи первой русской церковью в Южной Калифорнии, храм собрал немалую часть старинных икон и реликвий. Одной из самых чтимых икон храма является Тихвинская икона Богоматери, написанная в 1914 году в дар последнему русскому Царю, святому страстотерпцу Николаю II. Здесь можно увидеть и значительное количество старинных русских фамильных икон 18-19 веков, пожертвованных старыми прихожанами в память их почивших сродников. 

Лос-Анджелес, также известный как «Город Ангелов», – крупнейший город в Калифорнии, окружённый горными хребтами, долинами, лесами, пустынями и водами Тихого океана. Огромный мегаполис города территориально разделён на множество обширных районов. В центре города, символом которого стали знаменитые небоскрёбы, сосредоточились отели, бизнес-центры, гипермаркеты. Район, где предпочитают жить самые богатые жители Америки, – Голливуд – известен на весь мир основанной в 1958 году Аллеей славы – тротуаром, в который вложено более 2600 звёзд с именами знаменитостей, внесшими большой вклад в развитие индустрии развлечений и благотворительность. В 1985 году Бульвар Голливуд как коммерческий и развлекательный район был официально занесён в Национальный реестр исторических мест США для защиты важных сооружений и уверенности, что выдающееся прошлое Голливуда всегда будет оставаться частью его будущего.

                                       г. Лос-Анджелес. Спасо-Преображенский собор.

Золочёные маковки церквей можно увидеть и рядом с павильонами Голливуда. Вслед за Свято-Богородицким мы посетили Спасо-Преображенский собор, настоятель которого, протоиерей Александр Лебедев, родился в семье эмигрантов и уже 30 лет служит в Калифорнии. «В городе три крупных православных храма, а одна из церквей – бывшая кинодекорация, – рассказал батюшка. – Снимали фильм о России, построили церковь. Когда картина была закончена, православные работники студии уговорили отдать церковь им». Среди актёров, режиссёров и прочих тружеников мировой киноиндустрии немало православных. «Кинозвёзды приходят на богослужения и ведут себя так скромно, что многие и не подозревают, что рядом молятся актёры и музыканты, – поведал отец Александр. – Службы у нас, в основном, на церковно-славянском языке, раз в месяц литургия на английском. Крещений примерно десять в неделю». Прихожанами храма являются также русские актёры и режиссёры, проживающие в Голливуде. Актёр Павел Лычников как активный член приходской общины недавно пригласил отца Александра освятить один из павильонов накануне съёмок нового фильма. 

Православная вера побуждает некоторых Голливудских актёров вести менее богемный образ жизни и отказываться от соблазнов. 

4 августа, в субботу, мы продолжили обзорную экскурсию по Лос-Анджелесу согласно маршруту. 

Величественный Греческий собор (Константинопольский патриархат) в честь святой Софии построен трудами и заботами активного попечителя храма Тома Хэнкса, который также является православным христианином. Интерьер храма необычайно красив. Стены расписаны иконами, которые обрамлены лепнинами, покрытыми золотом. В куполе огромная мозаичная икона Спасителя, с благословляющей десницей. Над горним местом, в алтаре, – Божия Матерь, держащая в руках омофор. Рядом с собором расположена небольшая каменная часовня в честь святого равноапостольного князя Владимира, изнутри такая же дивно красивая, как и храм. По всему периметру часовни размещены витражные иконы с орнаментальной композицией.

                                                         Голливуд. Свято-Софийский собор.

После мы посетили Покровский приход в Голливуде, небольшой, уютный храм. В левой части храма в огромный напольный кивот помещена необычайная икона в память новых мучеников Российских – бесчисленное количество жертв атеистического террора. Святые как бы приближаются к Божественному Престолу, ведомые святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским. Справа от святителя Тихона изображен царь Николай II со своей семьей как монарх, возглавляющий Российский Престол. Пресвятая Богородица с омофором в руках в окружении сонма святых приближается к ним, чтобы встретить этих новомучеников. Над всеми сими на облаках восседает Святая Троица. Автор этой иконы – иконописец Петр Задорожный. 

В этот день мы посетили одну из значимых достопримечательностей города – обсерваторию Гриффита, которая была открыта в 1935 году и расположена на территории парка Гриффита, на южном склоне горы Голливуд. После четырехлетней капитальной реконструкции (общей стоимостью 93 млн. долларов) обсерватория вновь открылась в 2006 году, снова появилась возможность любоваться звездами и видом на Лос-Анджелес. В ясный день с высоты обсерватории прекрасно видны даунтаун города, Голливуд, знак Голливуда. 

Центральное здание с куполом занимает 300-местный планетарий, где демонстрируется 30-минутное шоу «В центре Вселенной». Также в обсерватории находятся выставочные залы с экспонатами и тематическими выставками, связанными с космосом. Все залы планетария современные, хорошо оснащены технически и весьма интересны для посетителей. 

Внутри планетария Гриффита, а также на смотровых площадках стоят телескопы, пользоваться которыми может каждый желающий. В восточном корпусе расположен 12-дюймовый телескоп фирмы Zeiss; вечерами, когда небо над обсерваторией чистое, крыша открывается и посетители имеют возможность наблюдать в телескоп за различными астрономическими и наземными объектами. Закрывается планетарий в 10 часов вечера. 

5 августа, в воскресный день, мы выехали на литургию в Спасо-Преображенский собор. Возглавил богослужение епископ Николай с сонмом духовенства. Огромным хором управлял пожилой регент. По окончании богослужения владыка и настоятель собора отец Александр (Лебедев) обменялись теплыми речами, и владыка преподнес в дар собору икону Божией Матери Табынскую. Затем в огромной трапезной состоялся праздничный обед, приготовленный сестричеством собора. За трапезой настоятель собора и владыка Николай высказали слова благодарности и напутствия друг другу и сфотографировались на память. Около 17.00 часов мы выехали в аэропорт для вылета на Аляску в 20:40. 

6 августа, в 01:06 мы приземлились в Анкоридж – самый северный город в США с населением более 100 тысяч человек, расположенный в южной части штата Аляска. Он является крупнейшим городом на Аляске: 42% населения штата проживают в Анкоридже. Здесь расположен крупный транспортный узел (порт). 

Российское представительство на Аляске было установлено в XIX веке. В 1867 году государственный секретарь США заключил сделку о покупке Аляскинского полуострова у Российской империи за 7,2 миллионов долларов. В 1912 году Аляска стала одной из территорий США. 

Климат Анкориджа намного мягче, чем в российском Магадане, расположенном несколько южней, а летние температуры выше, чем в Петропавловске-Камчатском, который лежит значительно дальше к югу. 

После завтрака мы отправились на обзорную экскурсию по городу. Посетили «Центр наследия коренного населения», деревушку Эклутна, где расположена старая русская церковь святителя Николая и уникальное православное кладбище «Русская Аляска». В этих местах мы чувствовали себя словно в России: всюду встречающиеся березы, сосны и ели, травы и цветы напоминали нам о нашей земле. В киосках и магазинах мы приобрели сувениры, подарки на память об Аляске. 

Далее дорога вела нас в Кенай – один из первых русских городов на Аляске. Деревянное здание Успенской церкви напоминает о тех временах, когда Аляска ещё принадлежала России. 

                                                               Кенай. Успенская церковь.

Первая епархия Русской Православной Церкви была создана на Аляске в 1840 году. Православие стало быстро распространяться по регионам, особенно среди кенайцев – так русские поселенцы назвали коренных жителей полуострова Кенай. Первая часовня была построена Русско-американской кампанией в форте святого Николая рядом с деревней Кенай. Первым священником здесь стал игумен Николай (Милитов), прибывший в 1844 году и прослуживший вплоть до своей кончины в 1869 году. Отец Николай курировал строительство Свято-Успенской церкви в 1849 году и в другой части Аляски. В 1860 годах им была создана приходская школа, русский язык стал основным в образовании и торговле. Церковь служила культурным центром и способствовала более быстрой ассимиляции коренного населения Аляски, а также продвигала русскую культуру среди коренных жителей. В дополнение к религиозным и образовательным целям церковь служила административным и судебным центром региона. 

Современная церковь была построена в 1895-1896 годах из бревен в псковском стиле в форме корабля и стала вторым храмом, заменив постройку 1849 года. Колокольня была пристроена к церкви позднее, в 1990 году. 

В 1906 году, напротив Свято-Успенской церкви, рядом с могилами первого священника Николая Милитова, чтеца Макария Иванова и неизвестного монаха была возведена часовня в честь святителя Николая. Расположенный рядом с часовней и церковью дом приходского священника, построенный в 1881 году, считается старейшей сохранившейся постройкой на полуострове Кенай. 

В 1970 году церковь, часовня и кладбище признаны Национальным историческим памятником США. В настоящее время Свято-Успенская церковь является действующим приходом Аляскинской епархии Православной Церкви Америки (ПЦА). 

Также мы посетили Преображенскую церковь в городе Нинильчик. Первыми поселенцами в Нинильчике были русские. До сих пор в городе можно встретить людей, говорящих на русском диалекте, получившем название «русский нинильчик» – смесь старорусского с языком местных индейцев. 

Посетили и Русскую старообрядческую церковь в Николаевске, небольшом поселении на Аляске населением в 400 человек – в основном это старообрядцы, прибывшие из штата Вашингтон. Первоначально они были переселены из России в Харбин (Китай), затем попробовали поселиться в Бразилии и Австралии. В 1968 году ими был основан Николаевск. 

7 августа после обеда мы вылетели на остров Кадьяк, расположенный у южного побережья Аляски, площадью 9,3 тыс.км. Группа островов составляет архипелаг Кадьяка, который находится примерно в 50км от побережья полуострова Аляска. На архипелаге Кадьяка и прилегающих районах проживают аборигены – алеуты, основой жизни которых является добыча морских млекопитающих, птиц, рыб, моллюсков и ракообразных. В доисторические времена алеуты применяли общие для многих северных прибрежных народов элементы технологии – строили полуземлянки, где в каменном очаге горел огонь. Кадьяк является крупнейшем островом в архипелаге и вторым по величине островом США после острова Гавайи. От Аляски Кадьяк отделен проливом Шелихова. Берега крутые, поверхность гористая, в значительной части покрыта вулканическим пеплом, слоем до шести метров, перенесенным с полуострова Аляска при извержении вулкана Катмай в 1912 году. На острове проживает 10 тысяч человек, преимущественно представители народности и инуитов, больше известных как эскимосы. Первыми пришельцами на острове были русские открыватели под предводительством Григория Шелихова, основавшего в 1784 году в Бухте Трех Святителей первое русское поселение в Америке. После продажи Аляски в 1867 году остров перешел во владение США, на него стали прибывать американцы, чтобы заниматься охотой и земледелием. Кадьяк часто называют изумрудным островом, употребляя определение «самый». Здесь находятся самый большой на Аляске рыболовецкий флот, один из крупнейших в США, Национальный заповедник Кадьяк, самая крупная в США база береговой охраны. Известен остров еще и тем, что здесь действует американский коммерческий космодром, предназначенный для запуска легких ракет и вывода малых космических аппаратов на полярную орбиту. 

Главной достопримечательностью острова является уникальная популяция самых крупных в мире хищников, живущих на суше, – гигантских медведей-кадьяков. На острове обитает около трех тысяч таких медведей, могущих достигать трех метров в полный рост и до полутора метров в холке. 

        Российская колонизация острова-архипелага началась в середине 1700 годов. Русские торговцы и купцы прибыли в этот район в поиске меха калана. Современный город Кадьяк, который является основным населенным пунктом острова, стал первой столицей Русской Америки в 1792 году. Здесь в течение многих лет находился крупный торговый центр меховой промышленности. 

На маленьком самолете местной Аляскинской авиакомпании за час с небольшим мы долетели до города Кадьяк. По прибытии были определены в съемную квартиру на 2-ом этаже. В 18.00 в Воскресенском соборе Кадьяка состоялось чтение акафиста преподобному Герману Аляскинскому и всея Америки Чудотворцу. На амвоне с правой стороны почивают его святые мощи. Акафист возглавил прибывший  ко дню памяти преподобного архиепископ Сан-Франциский и Западно-Американский Вениамин (Петерсон). Ему сослужили епископ Николай и благочинный Аляскинской епархии с сонмом духовенства. Среди священнослужителей и певчих хора было несколько алеутов. Молящихся в храме, не считая нашей группы, было не так много, если сравнить с таким торжеством, как день памяти празднуемого святого, в России. Такова статистика на Аляске. Во многих храмах Аляски алеуты помнят службу на русском языке. Аляскинская епархия – единственная во всей Автокефальной Американской Церкви, которая сохранила старый юлианский календарь. Хорошо, слаженно пел хор на английском и частично на церковно-славянском языке. Во всем этом отражалась красота русского Православия, его теплота и простота. 

Такая простота была в жизни преподобного Германа и всех Валаамских монахов, принесших Евангелие Христово на землю Аляски и Америки. О чем говорят нам эти русские святые? 

Преподобный Герман происходил из купеческой семьи, мирское имя его в точности не известно. В 12 лет он был принят послушником в Саровскую пустынь. Через 5 лет, желая большего уединения, преподобный Герман отправился на Валаам. После прохождения различных послушаний был определен на постоянное жительство в лесную пустынь, в полутора верстах от обители. Его духовным руководителем и наставником на Валааме стал игумен Назарий, саровский старец, утвердивший здесь устав Саровской пустыни. 

Через 15 лет жительства на острове Валаам, в 1793 году, преподобный Герман в числе монастырских иноков был направлен в Кадьякскую духовную миссию, созданную для проповеди Евангелия среди «диких» языческих народов Аляски и прилегающих к ней островов. Преподобный Герман усердно нес послушание в тяжелых условиях миссии и 1807 году был назначен её руководителем. «Я нижайший слуга здешних народов и их нянька», – говорил он о своем служении. 

Через некоторое время Герман Аляскинский переселяется на ближайший к миссии остров Еловый, названный им Новым Валаамом. После многих трудов он обрел здесь упокоение, предсказав время своей кончины, – 15-го ноября 1836 года. Погребение совершилось 13 декабря. 

Преподобный Герман Аляскинский весьма распространил православную веру в русской Америке, покрестив десятки тысяч местных жителей. Он приводил алеутов к вере любовью, состраданием и прощением. Его Бог не был Богом насилия. На иконах его изображают с кроткой улыбкой на устах. Он вел полную самоотречения жизнь, пренебрегая всеми удобствами. Современники вспоминали о его поразительном уме и ясной мысли, быстроте и отчетливости суждений. 

Могила Германа Аляскинского на острове Еловый сделалась местом почитания и паломничества. В марте 1969 года Собор епископов Православной Церкви Америки причислил его к лику святых. 9 августа 1970 года состоялось открытие мощей и прославление преподобного. 1 декабря 1970 года Священный Синод Русской Православной Церкви внёс в месяцеслов имя преподобного Германа Аляскинского, «всея Америки Чудотворца» для почитания святого в России. 

В основе святости преподобного Германа – тайна смирения, полное отречение от себя, христианское совершенство. После окончания акафиста владыка Вениамин пригласил владыку Николая, матушку игумению и других священнослужителей и гостей в свою резиденцию на ужин. Трапеза продолжалась недолго: завтра предстояло раннее отплытие на остров Еловый, на литургию по случаю прославления преподобного Германа. 

8 августа. К 9 часам утра мы подъехали в порт, где распределились по двум катерам: владыки, духовенство, матушка игумения поплыли на двухэтажном катере, а остальные вместились на обыкновенном. Погода была солнечная, безветренная.

                                                                        остров Еловый.

        Вода в Тихом океане ровной гладью лежала на поверхности. Примерно через час мы причалили к берегу, в так называемую Монастырскую бухту острова Еловый. На берегу виднелся купол церквушки, расположенной в Андреевской башне. Высадившись на берег, мы отправились к часовне в честь преподобного Германа по хорошо протоптанной тропе через сказочный лес. Деревья, с северной стороны заросшие шапками мха, приплюснутые, листья папоротников, гроздья красных ягод и огромные грибы, похожие на русские грузди, – вся здешняя природа напоминала сказку «Волшебник Изумрудного города». 

        Вскоре показалась простая деревянная церковь – часовня в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских, и под звон колоколов Владыки в сопровождении паломников поднялись к храму, где их встретили облаченные священнослужители. Перед храмом на помосте расположились богомольцы, а крылечко служило амвоном. Ежегодно около 100 человек прибывает в это святое место – уголок Православной Америки. Божественная литургия длилась около двух часов. Верующие смогли помолиться, послушать Священное Писание, проповедь, которую произнёс владыка Вениамин. На клиросе пел хор православного храма в честь преподобного Серафима Саровского города Кальскаг. После богослужения паломники почтили место первого захоронения преподобного Германа, расположенное ниже под часовней, побывали на источнике преподобного, прошли к могилам архимандрита Герасима (Шмальца) и священника Петра Креста, приехавших на остров после кончины преподобного Германа и продолживших его дело. 

                                                            Литургия. о.Еловый.

 На пути к могилам между ветвей деревьев виднелся скит отца Герасима с часовней в честь Калужской Божией Матери. Здесь он прожил 30 лет. Преподобный Герман говорил своим ученикам: «Хотя и много лет пройдет после моей смерти, но меня не забудут и место моего жительства не будет пусто: подобный мне монах, убегающий славы человеческой, придет и будет жить на Еловом, – и Еловый не будет без людей!» Так на отце Герасиме исполнились его пророческие слова, не прервалась духовная связь и преемственность. После кончины архимандрита Герасима осталось много писем, в которых он оплакивал современный мир, потерявший смысл истинного бытия. Боль от утраты миром любви для него была непереносимой. После случившегося в 1964 году землетрясения и цунами он простоял несколько часов в ледяной воде, спасая от потопления местных жителей. Это сильно расстроило его уже и без того слабое здоровье и привело к преждевременной кончине. На его могиле была отслужена панихида. 

                                                           Возвращение с о. Еловый.

         Вслед за этим мы отправились на пикник, который организовали прихожане Воскресенского собора на берегу Монашеского залива. На столах были предложены различные яства, начиная с рыбы и заканчивая десертом и кофе. Шведский стол, самообслуживание на берегу океана и волшебного леса придавали особое, радостное настроение после продолжительных молений и причащения Святых Христовых Таин в день памяти преподобного Германа Аляскинского. Вечером, по прибытии на берег, мы поспешили в Воскресенский собор, где началось всенощное бдение в честь преподобного. После богослужения владыка Николай и матушка игумения преподнесли в дар Воскресенскому собору копию Табынскойиконы Божией Матери с места её явления. Затем состоялся праздничный банкет, посвященный дню памяти преподобного Германа. Среди обслуживающих гостей были воспитанники Свято-Иннокентиевской Академии (школа-приют для подростков), они же принимали участие и во всенощном бдении: пели и читали на клиросе. За ужином владыки Вениамин и Николай обменялись теплыми приветствиями в адрес друг друга. 

9 августа, в четверг, состоялась экскурсия по городу Кадьяк. В начале мы посетили Свято-Германовскую духовную семинарию, созданную в качестве пастырской школы в 1973 году. В настоящее время семинария предоставляет ряд образовательных программ для подготовки студентов к служению Православной Церкви в качестве чтецов, регентов, преподавателей церковно-приходских школ и священнослужителей. С закрытием церковной жизни на Уналашке в 1917 году Церковь на Аляске потеряла возможность обеспечить формальное обучение церковнослужителей. Во время отсутствия учреждений для образования на Аляске увеличилась нехватка подготовленных людей. Чтобы исправить ситуацию в Аляскинской епархии, учрежденной в сентябре 1972 года, протоиерей Джозеф Крета выступил с предложением создать пастырскую школу для подготовки священно- и церковнослужителей из местного населения как единственный, практический способ решения такой проблемы. Предложение было одобрено епархиальным советом. Занятия начались 1 февраля 1973 года, проводились в арендованных помещениях на станции Уайлдвуд Кенай, штат Аляска. В первый класс поступили четырнадцать студентов. 

В августе 1973 года Свято-Германовская духовная школа получила официальное признание от Государственного департамента образования Аляски в качестве полноправного учебного заведения. Поиски постоянного кампуса привели к покупке недвижимости в городе Кадьяк близ церкви Воскресения Христова. В 1974 году все классы были переведены в новые помещения. В феврале 1975 года Священный Синод ПЦА официально признал Свято-Германовскую школу богословской школой в системе Духовных Семинарий Православной Церкви Америки. В 1976 году Священный Синод одобрил переименование школы в духовную семинарию. С момента создания семинарии более 90% студентов составляли коренные жители, приезжающие учиться со всей сельской Аляски. 

Семинария признана штатом Аляска в качестве учебного заведения, которое может присваивать ученую степень и, по распоряжению штата и Комиссии по высшему образованию, наделена правом присваивать степени бакалавра богословия наук и ассоциата гуманитарных наук по специализации «Богословие». При семинарии имеется храм. 

Далее мы посетили музей имени А.А.Баранова. Здание, ныне известное под именем Дом Эрскина или Русский магазин, – единственная и самая древняя постройка русского периода на острове Кадьяк (1784-1867), сохранившаяся на Аляске. Этот уникальный памятник является трехэтажной бревенчатой конструкцией ручной работы русских мастеров. Название Дом Эрскина происходит от фамилии одного из владельцев Вильбура Дж. Эрскина, который купил его в 1911 году и жил там до 1948 года. В свое время здание называлось магазином Российско-Американской компании и употреблялось для хранения каланьих шкур.

                                                     Епископ Николай и игумения Иоанна.

Этот магазин самый старый из четырех русских построек, сохранившихся в Соединенных Штатах. Хотя этот факт сам по себе выделяет здание как историческую ценность, ассоциация его с Кадьяком, первым административным центром колоний Российской Империи в Северной Америке, с Российско-Американской компанией и позже с Аляскинской коммерческой компанией, придают ему еще более важное историческое значение. Начиная с 1793 года и по 1808 год Павловская гавань (современный город Кадьяк) была главной квартирой сначала компании русских купцов Голикова и Шелихова, а потом Российско-Американской компании. Сюда свозили меха даже с острова Прибылова в Беринговом море. В этот период Российско-Американская компания построила в Павловской гавани склад-магазин для хранения ценной пушнины, предназначенной к вывозу в Россию и на китайские торги. 

Этот старенький магазин представляет собой единственное в Северной Америке звено, связывавшее русские и американские торговые компании, которые в течение более ста лет определяли направление и пределы заселения Аляски, её исследование, а также контролировали не только торговлю, но и управление, законодательство и общественные отношения на этом самом дальнем западном пограничье Америки. 

После экскурсии мы прибыли в аэропорт Кадьяка для вылета в Анкоридж в 19:05, но наш самолет не мог совершить посадку пассажиров из-за тумана, который образовался в результате штормового ветра с океана. Нам сказали, что такое часто бывает на острове и пассажиры не могут улететь по нескольку дней. Вскоре за нами приехал автобус с приюта, и мы направились в гостеприимную Свято-Иннокентиевскую Академию, сотрудники которой помимо своей непосредственной заботы о юношах с трудной судьбой взяли на себя хлопоты о паломниках по святым местам когда-то православной Русской Аляски. Ректор и главный душепопечитель Академии – священник отец Паисий. Вдохновлённый идеями игумена Германа о возрождении монашеской православной жизни на Аляске, он прибыл на остров Кадьяк со своей семьей и единомышленниками из православной общины в г.Санта-Роза, в Калифорнии. За 12 лет эти люди создали в Кадьяке уникальную православную среду, основав Академию или попросту школу-приют для подростков, которые поступали сюда из неблагополучных семей буквально со скамьи подсудимых. Здесь им предоставлялся выбор между православной школой и тюрьмой. Такой необыкновенный в наши времена подвиг спасения юных душ берут на себя редкие православные люди. Эта школа не получает государственных дотаций и живет на доброхотные пожертвования паломников, а также на заработанные средства подростков и сотрудников этого заведения. В школе есть свой храм в честь святителя Иннокентия (Вениаминова), впоследствии митрополита Московского и Коломенского, который считается покровителем Академии. Потолок церкви украшен ёлочными гирляндами и простыми, бумажными, иконами. Вся церковная утварь собственного производства. Удивительно поют церковную службу эти подростки, и, видя их вдохновенные лица, начинаешь понимать, что эта школа для них не просто колледж – это их семья. О своей жизни они записывают в журнал под названием «Орел» в память о прирученном святителем Иннокентием орле, которого он кормил из рук. Все лето подростки вместе с воспитателями путешествуют по святым местам Америки на скромном автобусе, водителем которого на каникулах является отец Паисий. 

Мы переночевали в скромных условиях приюта, владыке Николаю была отведена келлия на втором этаже. 

10 августа, после завтрака отец Паисий повез нас по городу, так как следующий рейс на Анкоридж намечался только вечером. Книжный магазин под названием «Monk’SRock», куда привез нас батюшка, был основан игуменом Германом в 90-х годах и поныне успешно выполняет свою миссионерскую функцию. Одновременно магазин является и гостеприимным кафе, в котором мы с удовольствием посидели и попили кофе, а главное – православным культурным центром, где проводятся лекции, выставки и музыкальные вечера. Магазин обслуживается православным сестричеством, образованным в воспоминание и подражание устроенного некогда преподобным Германом сестричества на Новом Валааме. 

После радушного приема в магазине мы поехали еще раз приложиться к мощам преподобного Германа, в Воскресенский собор, где нараспев пропели акафист преподобному и попросили благословение на обратный путь с острова. 

К обеду мы вернулись в приют, где за трапезой нас обслуживали воспитанники-подростки. После обеда, в этой же гостиной, насельники приюта дали нам концерт – исполнили народные песни народов разных национальностей: грузинские, венгерские, американские и другие. Восторгу нашему не было предела, впервые в своей жизни мы слушали такое выступление. Это пение оставило неизгладимое впечатление в сердце каждого паломника нашей группы. 

В оставшееся до отлета время мы побывали на рыбном заводе, где рыбу перерабатывают на восемнадцати «процессорах». На Кадьяке самое крупное на Земле рыбное производство. На Аляске рыбная ловля сохранилась в своем изначальном значении. Ловля лососей для индейцев и эскимосов – то же самое, что уборка хлеба земледельцем. Только здесь не надо сеять и боронить – природа дарит людям свой урожай. Первой статьей дохода является нефть. На втором месте рыба, которая является источником вечного благополучия, если по-хозяйски им распоряжаться. Для осмотра завода нам пришлось надеть резиновые сапоги и железные каски. Оборудование для разделки рыбы, поступающей из моря по железному рукаву крупного диаметра, приобретено в Германии. За одну минуту разделывается 150 горбуш. Красная икра фасуется в отдельном цехе. Рыба с завода экспортируется в разные страны. 

После посещения рыбного завода, где расположена самая большая в США база переработки рыбы, мы в сопровождении воспитанников приюта отправились в аэропорт. По дороге в автобусе они пели для нас разные песни. В зале аэропорта  ребята исполнили Херувимскую под номером 7 композитора Бортнянского. Все пассажиры в аэропорту с вниманием слушали молодых исполнителей. Соблюдение всех знаков в нотах этого произведения, правильность исполнения и чистота звука создавали впечатление, что все ребята наделены идеальным слухом. Вскоре приземлился самолет, и мы пошли на посадку. Прощай, благословенная земля Аляски, просвещенная и намоленная трудами наших соотечественников, святителей и простых монахов, которые в сонме святых предстоят у Престола Божия и молятся за Русскую землю, своих сродников по духу и за тех, кто еще блуждает во тьме греха и неведения. 

В Лос-Анджелес мы прилетели поздно вечером. Самолет на Берлин отправлялся 12 августа во второй половине дня, таким образом, сутки и ещё половина дня были свободны. Большая часть паломников возымела желание посетить православный монастырь Святого Антония в Аризоне, который не входил в маршрут нашего паломничества. Того, кто по состоянию здоровья не решился совершить путешествие в монастырь, мы определили в одну из гостиниц города.

                                             Аризона. Монастырь в честь прп. Антония Великого. 

Итак, 11 августа, около двух часов ночи мы выехали из города в Аризону. Управляла транспортом руководитель группы Марина Канина. В дороге приходилось останавливаться, чтобы водитель выпила кофе, ведь поездка ночью – дело не легкое. Ехали около девяти часов и к обеду были в обители. Основали монастырь шесть афонских монахов во главе со старцем Ефремом, о котором было сказано ранее. Он восстановил и сделал более почитаемыми несколько монастырей на Афоне, основал множество мужских и женских обителей в Греции и в Северной Америке. Посетив Аризону, архимандрит Ефрем выбрал неслучайное место для монастыря: проезжая по пустынной дороге, он услышал в безлюдной пустыни колокольный звон. Далее начали происходить чудеса, связанные с постройкой монастыря. Получив от государства отказ на продажу земли монастырю, братия скорбела. По совету старца Ефрема сотрудник отдела продажи внимательно просмотрел условия, и оказалось, что землю можно продать заново строящемуся монастырю. Плата за землю была слишком высока, но, с Божией помощью, по молитвам старца, руководитель отдела подписал договор на условиях, предложенных архимандритом Ефремом. Сделка состоялась. 

Первым делом на приобретенной земле стало бурение скважины в поисках воды – по молитвам старца, была обнаружена подземная река с очень чистой и богатой органолептическими свойствами водой. Уже 18 лет живой источник подает монастырю свежую воду, превращая дикую пустыню в цветущий рай. 

Перед нашим взором предстал прекрасный греческий монастырь с огромной территорией в несколько гектаров. Вначале были построены главный храм, монашеские кельи, трапезная и гостиницы для паломников. Впоследствии были засажены огород, небольшой виноградник, цитрусовый сад и оливковая роща. 

Небесным покровителем монастыря является преподобный Антоний Великий – основатель монашеского жития в 370-ом году. До наших дней дошли двадцать его речей, трактующих о христианских добродетелях, семь посланий монастырям о стремлении к совершенству и духовной брани, а также правила монашеского жития и увещания монахам. Температура воздуха ночью в пустыне  плюс сорок градусов, а днем около шестидесяти. Среди растительности особо выделяются своей высотой кактусы, которые встречаются на всей территории. Стоял август месяц, и некоторые кактусы еще цвели. Уставшие от долгого пути, мы сели в тени беседки за оградой, рядом с иконной лавкой. Вокруг дивный сад – обилие необыкновенных цветов и  растений.

                                                  Аризона. Фонтан Креста.

         Создают особое впечатление журчащий фонтанчик, пение птиц и полет больших красивых бабочек. В иконной лавке нам предложили холодную воду и печенье. В монастыре подвизаются монах Серафим из Москвы и один послушник из г.Омска. Отец Серафим был приставлен к нашей группе как проводник по монастырю, и вскоре он повел нас на экскурсию. Монастырь святого Антония считается самым большим в Америке, здесь насчитывается более сорока насельников. К главному храму в честь преподобного Антония ведет тенистая дорожка. Поражает богатство внутреннего убранства храма – иконы в позолоченных окладах и резной иконостас, изготовленный в Греции. 

       В этом храме находится чтимый образ Аризонской Божией Матери, написанный специально для монастыря. По аккуратным мощеным дорожкам мы подошли к церкви в честь святителя Николая, покровителя моряков и путешественников. Рядом с храмом – часовня с колокольней, посвященная святому великомученику Георгию. Далее проходим мимо часовен византийского стиля в честь святых великомучеников Димитрия Солунского и целителя Пантелеимона. Совсем рядом мы увидели русскую часовенку с «луковкой» на крыше в честь преподобного Серафима Саровского, который изображен молящимся на камне. Возрадовались наши сердца, что преподобный, всеми любимый русский святой, почитается на другом континенте земли, в американской пустыни. На территории монастыря много фонтанов, которые, по всей вероятности, создают микроклимат для этой неземной красоты. Трудно поверить, что совсем недавно на этом месте была знойная, неприветливая пустыня. Главный фонтан монастыря называется фонтаном Креста: в его основание водружен несколько метровый  мраморный крест, с каменных выступов которого струится вода. Это традиционный православный крест.  

На территории монастыря не принято громко разговаривать: вероятно, по этой причине среди зеленых насаждений построены большие и маленькие беседки с фонтанами и столиками, где паломники могут пообщаться друг с другом или уединиться, чтобы почувствовать благолепие, пронизывающее всю атмосферу этого чудесного уголка. 

           В монастыре существует определенный устав, согласно которому монашествующие исполняют суточный круг богослужений, трудятся на различных послушаниях под руководством духовного наставника старца Ефрема, который известен своей высокой духовной жизнью, опытностью и рассуждением. По его молитвам и совету верующие получают исцеления, мудрые духовные ответы на вопросы, решают свои житейские проблемы. Монастырь притягивает паломников из многих стран. После экскурсии и ужина нас разместили на отдых в гостинице. Владыке Николаю отвели архиерейские покои в братском корпусе. В час ночи мы собрались на богослужение в основном храме. 

        При входе в него братия облачили владыку в положенные одежды и провели на архиерейское седалище, расположенное в правой стороне храма недалеко от алтаря. Во время службы владыка давал определенные возгласы со своего места, а служили у Престола учиненные иеромонахи. Таков порядок и устав этого монастыря. Рано утром служба закончилась и нас повели на трапезу, чтобы подкрепиться перед дальней дорогой, ведущей сразу в аэропорт города Лос-Анджелес. Перед отъездом мы снова зашли в иконную лавку монастыря, богатую разнообразием церковных сувениров, дисков и духовной литературы, и каждый приобрел себе на память что-то по желанию своего сердца. Прощай, Аризона! Впереди трудный и далекий воздушный путь из Калифорнии в Москву. 

Перелет совершился благополучно. Слава Богу за все милости и духовные радости, которые мы испытали в Православной Америке, среди её святынь. 

Как некогда великий подвижник Американской Церкви Серафим Роуз питался духовными наставлениями святых отцов Русской Православной Церкви и перевел эти труды для духовного роста верующих своей огромной страны, так и ныне многие русские люди, желая духовного совершенства, могут посетить святые места Православной Америки – воочию увидеть тот истинный дух, который был насажден нашим русским просветителем преподобным Германом Аляскинским и всея Америки Чудотворцем.

 

 Настоятельница Богородице-

 Табынского женского монастыря

 Уфимской епархии

 

игумения Иоанна (Смолкина)