Календарь

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

 

            Табынская икона Божией Матери самая загадочная икона в России. По многим местам Руси можно натолкнуться на смутные воспоминания о ней. Не было долгое время никакого описания, посвященного Табынской иконе. И вот начало житийному исследованию  иконы было положено по воле Самой Царицы Небесной.

             Тогда, в середине 19 века, с 1848 по 1856 год свирепствовала холера в Оренбурге. Губернский  город  в  течение 5 лет буквально вымирал от нее. Во всех церквах усердно молились  ко  Господу и к Самой Богородице. Но оказалось, что спасение можно обрести только через Табынскую  икону. Когда все и окончательно признали чудесную помощь именно от  Табынской иконы, на восьмой год (в 1856 году) холера прекратилась.

             Весь народ тогда познал что, Сам Господь благоволит  принять  наши молитвы   именно   через   Табынскую   икону.   В  1855 году,  как  повествует ˝Сказание˝:   ˝…Преосвященнейший  Антоний  поручил  произвести   законное расследование о древности и досточтимости святой иконы».  Это расследование производит настоятель  Табынской  церкви,  протоиерей  Иоанн Гуменский выявив: ˝… в Табынском селе и Богоявленском заводе, где с клятвою утверждали вышеописанное, по приданию явление  и  незапамятное  почитание святой иконы  Богоматери. Предание имеет, по  крайней  мере, сто  сорокалетнею давность (около 300 лет назад),т. е. что дети получили от отец, то сии – от своих отцов и так далее, у которых родители были уроженцами села Табынска и даже той деревни монастырской, которая существовала еще до населения крепости Табынской˝.

              Лишь через 15 лет, около 1870 года о. Гуменский  составил  все  свои исследования в одно из первых ˝Сказаний˝, которое в последствии  много  раз переиздавалось, (последнее издание было в 1914 году), и  дополнялось  по летописи Табынского прихода.

               Табынской иконе посвятил свой труд известный   историк  Оренбуржья, священник Николай Модестов,  пораженный  таким  великим  народным почитанием святыни, им написан в 1914 году особый археологический очерк: ˝Табынская икона Божией Матери˝.

               В 1997 году в виде вышли ˝Сказания˝ к Акафисту трудами схиархимандрита Серафима, протоиерея Владимира Сергеева.  

 

ОПИСАНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ТАБЫНСКОЙ ИКОНЫ.

 

          Благодаря  старинным  описаниям и существующим спискам мы представляем явленную  Табынскую  икону  таким  образом: Характер  письма византийский, слишком темный  желто-коричневый тон  красок подобный древней святыни Москвы – Иверской иконы. Лик Богоматери и Богомладенца Иисуса изображены правильно, но в них видна, при необыкновенной простоте – выразительность истинно Божественная. В Лике Приснодевы  отражается  небесное величие и вместе с тем материнское милосердие. Под глазами  набухшие от слез круги и складочка на детском подбородке. Сын, к виску которого Она прильнула, больше похож  на  старца. Его  Лик  излучает  мудрость  и печаль.… От левого виска  Богородицы  к  правой  скуле  тянутся  как  слезинки шесть капелек. В верхнем крае имеется довольно значительный  разруб, а ниже половины, в середине  вставка – это  те  раны,  которые  нанесены  Ей  при втором явлении. Имеется  углубление  на  лицевой  стороне,  так  называемый ковчежец – присущ лишь древним иконам. Неправильность  и  мало  отчетливая отделка доски – обычная особенность древнейших икон, тогда  иконописцы даже  нарочито  старались  подрожать  иконам  святого  евангелиста  Луки письмом и обработкой доски. Святая икона в высоту  1,5 аршина  (106,7 см)  с одной стороны, и 1,5 аршина без 0,5 вершка (104,5 см), с другой стороны (т. е. как бы скошенная). В ширину 1 аршин и 0,25 вершка  (72,2 см).  Надписи  никакой нет, кроме обыкновенных и едва заметных слов в верхних углах  иконы ˝ΜΡ˝ и ˝OΥ˝, и над Спасителем ˝IC˝ и ˝ΧΡ˝. По краям на возвышениях от ковчежца видны  следы  металлического  оклада,  которым  всегда  была  укрыта. Обычно изображаемые камни,  лучезарный  вид  нимба  и  корона – элементы особо торжественной золотой  ризы,  хранившейся  в  Оренбургском женском монастыре и одеваемой только при внесении ее в Оренбург. Повседневно же, икона укрыта серебряно – позлащенной  ризой  из  Табынска, без  короны  и с круглым нимбом.

       
    Сначала Табынскую икону называли Казанской. Это название было не случайным и исторически пристало во время  первого  своего  явления,  когда была носима в Казань, для удостоверения архиерейской  власти. Тогда кафедру занимал архиепископ Герман – будущий патриарх  прославленный  в  сонме святых. Он был именно тем священником, которым первым  взял  на  руки новоявленную Казанскую икону в 1572 году. Всю  свою  жизнь  патриарх посвятил прославлению Казанской иконы, и не удивительно, что и нашу Табынскую икону он нарек  Казанской, считая  ее  достаточно  для  этого  подобной.  ˝Сказание˝ удостоверяет нас, что икону пытались оставить или в Казани или в Уфе, но Божия Матерь сама избрала удел – она вновь явилась там же на камне. Может быть, поэтому в народе ее называли еще ˝явленной˝, как бы выделяя, что она много раз являлась на избранном Богоматерью месте. Табынская икона Божией Матери не является списком  с Казанской иконы, а только подобна ей.

 

ПЕРВОЕ ЯВЛЕНИЕ

ТАБЫНСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ.

 

            Около места явления Табынской  иконы  Богоматери существовала некогда Вознесенская пустынь, основанная,  вероятнее  всего, в 80-х годах  ΧVI века игуменом Евфимием. Но точно известно, что  уже  в  1597  году  пустынь называлась Пречистой Богородицы явления  иконы  Казанския  и  московских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы – сокращенно Пречистинский  монастырь. Это  говорит  о  том,  что  Икона  Пресвятой   Богородицы,  называемой  ныне Табынскою, была впервые обретена в  80-90-х годах  ΧVI века в царствование Федора Иоанновича.

            Местом  явления  послужил удивительный по красоте уголок природы. В  18  километрах  от  села  Табынского,  основанного  еще  при  царе  Иоанне Грозном, в живописном  месте  начала  отрогов  Уральских  гор,  где  соленые ключи впадали в реку Усолку,  на  большом  камне  явилась  эта  Чудотворная Икона. В двухстах шагах от них, вверх по реке произрастала  березовая  роща, при входе в которую была небольшая пустынь,  называемая  Вознесенскою. В ней было 30  насельников - монахов,  живущих  вывариванием  соли. Один  из них, иеродиакон Амвросий, проходя вечером  с  полевых  работ  мимо  камня, слышал тихий голос Богородицы: ˝Возьми мою икону,˝- и  не  обратил  на  это внимания и лишь на третий день, там же слыша голос, увидел, наконец,  нашу Спасительницу и Ходатаицу. В великой радости иеродиакон прибежал к  братии и сообщил им радостную весть. Братия  же,  не  мешкая,  крестным ходом отправилась к  камню  и  с  превеликою  честию  и  пением  принесли  Святую Икону в храм. Утром чудесно явленную Икону не обнаружили, но  обрели  Ее на монастырских вратах. Монахи сильно удивились, но, не  познав  волю  Божию, вернули Ее на прежнее место. Утром  опять  Икона  оказалась  на  монастырских вратах. Тогда братия, уверившись воли Царицы Небесной, построила надвратную  часовню, где в честь Ея совершались молебны и литии. Сразу после  явления  Святой  Иконы  стали  совершаться  многочисленные  чудеса. Вследствие чего Святая Икона Богоматери была носима для удостоверения в Казань, а потом в Уфу, но как бы не обретшая там себе места, Она снова явилась на камне у той пещеры.

             История существования Пречистинской  пустыни  связана с  постоянными набегами восставших башкир. И была не раз сожжена, но усердием митрополита Казанского и Свияжского Корнилия, а так же игуменом Успенского уфимского монастыря  Соломоном  была  восстановляема.  Пречистенская пустынь владела землей в 45 га, рыбными промыслами Белого озера Куккуль и лесами. В 3-4 километрах, в местечке Белый Камень (раньше назывался Попов Камень) располагался скит монастыря. От него осталась поляна, называемая местными жителями Монастырскою. В 1663 году пустынь  была  окончательно разрушена, и более никаких сведений о ней мы не имеем. За 80-летний период существования  Пречистинской  пустыни  известны  лишь  пять  имен: первоначальник игумен ЕВФИМИЙ, старец ИОНА, иеромонах  ИЛЛАРИОН, иеромонах ЗАХАРИЙ, иеродиакон АМВРОСИЙ.

             Где была после этого святая Икона Богоматери, под спудом ли разрушенного монастырского храма или в другом  месте,  нам  неизвестно,  но  как истинно Божий дар в подкрепление святой веры и на спасение роду человеческому, Царица Небесная открылась, вновь явившись во Святой  Своей  Иконе на том же месте и на том же камне.

            

ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ

ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ

 

              Второму явлению  святой  Иконы  предшествовали  следующие события: Указом  императрицы  Анны обер – секретарь  Сената  И. К.  Кириллов и его помощник  полковник  Текелев – по  национальности  башкир,  по  словам А. С. Пушкина, были  отправлены  для  основания  крепости  Оренбурга.  При этом  Кириллов  прибыл  в  село  Табынское,  называемое  по  имени  здешних башкирских племен, и положил начало  крепости  Табынской: было  заложено пять земляных бастионов и добавлена в гарнизон рота  солдат.  Одновременно был заложен и Табынский храм, названный в честь погибшей пустыни Вознесенской, с приделом в честь пропавшей  чудотворной  Иконы, называемой тогда  Казанской.  Заложение крепости и храма произошло в 1736 году 14 июля. В  этом  же  храме  и  явилась  Табынская  Икона  Божией  Матери  в середине ΧVIII века, в 1765-1768 годах. Во  всяком случае, Святая Икона  явилась  следующим образом. Три пастуха – башкира  пасли  усольский  скот около соленых ключей, и вдруг  они  увидели  на  том  же камне большую икону Божией Матери, саму собой стоящую. Не познав в этом чуда Божия,  распаленные ненавистью к христианам, они бросились рубить ее. Вскоре ослепнув, они стали плакать и рыдать, говоря, что не уйдем отсюда, пока Русский Бог нас не исцелит. Тем временем жители Усолки (Богоявленский  завод) стали  волноваться, так  как  стадо  не  пришло  вовремя. В  поисках стада, у соленых ключей, они увидели, что на  камне  стоит  израненная  Икона  Богородицы, скот  весь разбрелся по окрестностям, а у реки  плачут слепые пастухи. Один из них, самый молодой, стал молиться и прозрел, по его молитвам прозрели и другие. Молодой пастух – башкир так уверовал в Господа, что крестился и всегда ходил за чудотворной Иконой Богородицы зимой ли,  летом  ли, всегда  босой, в одном подряснике и в скуфье ходил он за соей Владычицей. Прожил сей святый старец 130 лет, никогда не отходя от  иконы. И  предал  Богу  душу  свою, идя  за святой иконой под Челябинском.

          
   
 Святая икона была поставлена в храме Покрова Божией Матери Богоявленского завода. В те времена на  заводе  умножилась  ересь  пашковцев. Ее основатель, один из хозяев этого  завода, немало способствовал уничтожению церкви. Возможно, по этой причине святая Икона Богородицы избрала другой удел.

              Утром следующего дня великая радость  охватила  село Табынск,  ибо открывши храм, табынцы обрели много лет чаемую  ими чудотворную  икону Богородицы, пропавшую вместе с Пречистенской пустынью. С тех самых пор называется эта Икона Табынскою, так как Сама Царица Небесная избрала Себе удел. Случилось это в девятую пятницу по Пасхе (в то же число Пасхи, но через два месяца) и ныне празднуется с великою честию при стечении множества людей.

 

КРЕСТНЫЙ ХОД С ТАБЫНСКОЙ

ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

              Крестный ход с Табынской  Иконой  Богоматери  являлся самым продолжительным в истории России. Его возникновение тесно связано с великими милостями, оказанными Пресвятой Девой роду  христианскому. Такое  чествование образовалось не сразу, но, как ниже увидим, приняло всеобщий характер. Нам известна лишь самая малая толика тех чудес, которые, по  приданию, непрестанно изливались от святой Иконы.

            1. Однажды грозил Табынску сильный башкирский набег. И вот казаки, помолившись в  саму IΧ пятницу, мужественно выступили против мятежников и разбили их. Причем это случилось как раз на соленых ключах. С чего, можно подумать, появился крестный ход из Табынска на соленые ключи.

           2. В благодарность за избавление от холеры  жители   города  Стерлитамака стали ежегодно сразу после IΧ пятницы  брать  крестным  ходом чудотворную Икону к себе.

              3. Примеру  Стерлитамака   последовал  и  Оренбург,  уже  много  лет страдавший от холеры. Он стал принимать к себе  Великую  Гостью  в  благодарность за избавление от смерти, ибо город к тому  времени  уже  почти  вымирал. Здесь крестный ход получил  особую  славу, так  как  был  Высочайше утвержден, и кафедральный собор г. Оренбурга был  освящен  в  честь  Казанской Иконы Божией Матери. С 1856 г. святая чудотворная Икона Богородицы торжественно носится из Табынской  веси  в  города  Стерлитамак,  Оренбург, Самару, Тобольск, Кустанай, Уральск и по их губерниям.

              4. В 1861 году страшная засуха охватила Уфимский край, жители Архангельского завода, принявшие святую Икону, были очевидцами чуда Божией Матери – при  усердном  молебствии  появились  дождевые  тучи, обильно орошая поля.

              Существовало множество и других  чудес,  источаемых  Иконой, описанных в акафисте. Но мы здесь хотим  обратить  внимание  на  другое чудо – Великий Крестный Ход.

              В этот праздник собирается на Святые  ключи  до 20  тысяч  людей из городов  Уфы,  Оренбурга,  Челябинска, Златоуста, Астрахани,  Кустаная, Тобольска, Киева, Самары. Саму же святую  Икону  возили  на  особой  карете с пятью главками. Ее сопровождало всегда  несколько  священников,  при  этом существовала определенная епархией череда  следования с  Иконой. В  карету запрягались  только   специально  предназначенные  для  святой  чудотворной Иконы  лошади,  на  которых  никто  никогда  не  садился.  Часто  бывало, что  карета останавливалась сама собою и так, что никто не  мог  ее  сдвинуть. При расследовании   оказывалось,  что   на   том  месте,  где  она  останавливалась, был когда-то закопан младенец убиенный  или  были  совершены  другие  злодеяния. Икона как бы призывала к покаянию. В некоторые селения Табынская Икона вовсе отказывалась заходить.  Многочисленные  чудеса  исцелений поражали всякого, кто решался пройти с  каретой  хотя  бы  самую  малость.  По сему каждый старался принять Икону Владычицы к себе. Год от   года  крестный ход все растягивался и  едва  мог  уместиться  по  срокам  в  календарный год. Табынская Икона почиталась как святыня  всего Оренбургского  казачьего  войска,  присутствуя  во  время  Первой  мировой войны  на  фронтах.  При  ней  служили  молебны  перед  атакой.  Последний  крестный  ход  прекратился  около Оренбурга. Во  время  гражданской войны в период наибольших колебаний  казачества  атаман  А. И. Дутов  для  поднятия  настроения и боевого духа казаков вывозил в войска покровительницу  оренбургских  казаков – Табынскую Икону Божией Матери. Таким образом, они дошли до города Благовещенска на реке Амур, но дальше святая Икона  не  пошла. Горе  и  отчаяние охватило тогда русских солдат. Из всего что было, осталась Табынская Икона Божией Матери. И  вот  Она,  всегда  их  спасавшая, не хочет  идти  за  рубеж. ˝Красные˝ приближаются и уже скоро погубят оставшихся в живых…

             Была построена часовня из  камыша  над  Чудотворной  Иконой.  Епископ Камчатский Нестор вместе с   архиепископом  Оренбургским Мефодием, архиепископом Томским Мелентием  и  многими  священниками  три  дня постились и слезно молились, и  вот  Святая  Табынская  Икона двинулась через границу в Китай.

              

ТАБЫНСКАЯ ИКОНА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ.

 

              Первый  храм  Ея  за  рубежом был  в монастыре города Харбина. Там прославилась  Табынская  Иконам  многими чудесами так, что китайцы молились Ей, говоря:˝Если Табынь поставишь  свечку – все  будет хорошо, если не поставишь - плохо˝. В  Китае   чудотворная  Табынская  Икона  пребывала  до 1948 года. Потом  русских  по  настоянию  большевиков изгнали из Китая. Затем Табынская  Икона  попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет, будущий  предстоятель  Русской  Церкви  за  границей,  перевез   икону  в  город Сан-Франциско, где она и исчезла.  Все  попытки митрополита Мануила по возвращению святой иконы  не увенчались успехом. Так и мы ныне уповаем лишь на волю Пресвятой Владычицы.

              Однако  гонению подвергалась не только святая Табынская Икона, но и день  чествования Ея – 9-я пятница по Пасхе. Еще в 1922 году, не дожидаясь окончания  гражданской войны, большевики запретили этот праздник. Разрешили его  лишь  однажды. Однако  это  стало  самым  настоящим  торжеством православия. В 1947 году на Святые ключи с трех сторон двинулись крестные ходы   из   Уфы,  Оренбурга   и   Стерлитамака.  У  Святой  горы  архиепископ Уфимский  и   Стерлитамакский  Иоанн  (Братолюбов)  вместе  с  множеством священников   пели  акафист.  Три   монашеских   хора  из   монастырей  Уфы, Оренбурга и  Енатского  монастыря  воспевали Богородицу так умиленно, что молчали  даже  птицы. А  когда  особым распевом все множество людей пело: ˝Радуйся, Невесто Неневестная˝, то слезы у людей рекой лились из глаз.

              В  то же  время произошло прославление копии Табынская Икона Богоматери  в  городе  Оренбурге.  В  1948 году владыка Мануил был арестован. Вновь  назначенный  епископ Борис (Вик) прибыл на свою кафедру и по обычаю  должен  был  поклониться  Табынской  иконе  Божией   Матери.  Однако, увидев  Ея  темный  Лик,  не  захотел,  говоря  себе:  чему  же тут молиться, на иконе ничего не видно. И вдруг свет осиял святую икону, и Матерь Божия отвернулась  от  него. Сильно пораженный владыка Борис повелел всем беспрекословно  поклоняться  святой  иконе, объявил  сбор  серебра и золота на ризу Богородицы и установил петь после каждой литургии ˝Высшую˝ перед святой иконой.

              После  1947 года  праздник был строжайше запрещен. По требованию журнала  ˝Наука и Религия˝  1972 года,  часовня и пещера, из которой истекал соленый источник, были взорваны. Место  вокруг обезображено, спилены деревья, окружавшие источник, наброшен всякий хлам, все заболочено и выглядит отхожим местом.

              После  взрыва  Святого  источника  вода  стала  исходить множеством ключей. Они выбивали на всем протяжении горы, укрывающей подземное соленое озеро. При этом истекали как соленые воды, так и пресные.

              Выше  поднимаясь  по долу, в лесочке  стояла легендарная береза, настолько всем известная, что иной раз  второе явление  Божией Матери приписывали  именно  этому  месту. Но это не  так. Около  березы – поляна, которая позволяла собираться многим верующим вместе  и  петь  акафист  в  довольно укромном уголке. Обычно на березу вешали иконы, около  нее  собирали  пожертвования, молились. Это то же  не  нравилось кому-то. Там устраивали засады, арестовывали православных. Для удобства окружили колючей проволокой и сегодня частью сохранившейся. В  конце концов, березу спилили. Говорят, кто спилил, у того  руки  отсохли. Но  все-таки  люди  собирались. Потом березу сожгли. А люди собирались у пенька. Но и пенек сожгли. Были его последние остатки в 1991 году, которые кому-то, мешали и их затоптали совсем. Около того места, чуть ниже, установлен  памятный  столб с иконой. И сейчас многие предпочитают молиться у него.

              В  90-х  годах  источник  был  немного  углублен  и обложен бутовым камнем. Но в 1993 году пришлось вновь перебрать кладку, а заодно выкопали яму  для  купания,  которую  в  1994 году  огородили,  чтобы не обвалилась. С этого  времени  к  источнику  резко  повысился  интерес  со  стороны вроде бы нейтральной массы народа. Купались в ˝иордани˝  многие, от  простого до богатого, привилась традиция испить соленой воды в день бракосочетания. Всякого гостя везут сюда. Много Божией благодати вокруг источника.

                

С МОЛИТВОЙ, ВЕРОЙ И ПОКАЯНИЕМ.

             

              В тысячелетней  истории  Российской  земли монастыри с давних пор играли чрезвычайно важную роль. Для русского  человека монастырь был как бы школой христианской жизни. На протяжении  многих  столетий в трудные годы нашего отечества русские  люди  находили  в  монастырях источник сил, утешения, веры и смысла жизни. В  июне 1998 года был утвержден Богородице – Табынский женский монастырь  Святейшим  Патриархом  Московским и ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСЕЕМ II по ходатайству  управляющего епархией епископа Уфимского и  Стерлитамакского НИКОНА. Местонахождение  монастыря находится на СВЯТЫХ, целебных, соленых  КЛЮЧАХ, рядом с горой, у подножия которой было первое,  и  второе обретение чудотворной иконы Табынской Божией Матери. Маленький  участок  земли, на котором  ютятся насельницы монастыря, прижимается со всех сторон обширной  территорией курорта. На горе стоит  храм – часовня, где  молятся  сестры  обители. Для монашеского делания сюда  были  переведены  сестры  из Уфимского Крестовоздвиженского   монастыря    во   главе   с   настоятельницей   обители   монахиней  НАТАЛИЕЙ (ЕФРЕМОВОЙ). В  апреле  2001 года  она  была возведена в сан игумении  на  монастырском подворье в г. Стерлитамаке при Свято – Никольском кафедральном соборе, где проживала основная часть сестер, т. к. в монастыре на Святых Ключах из-за неимением жилой площади проживало всего 8 человек. Крестовоздвиженский монастырь был упразднен.

              С  июня  2001  года  в  монастырь  на  Святых ключах была назначена старшая  сестра  монахиня  ИОАННА (Смолкина),  бывшая  насельница  Пюхтицкого монастыря, что в Эстонии.

              С 1 января 2003 года монахиня ИОАННА была утверждена в должности настоятельницы вышеозначенного монастыря. Сестры  обители  особенно в весеннее, летнее и  осеннее  время  несут послушание по обслуживанию паломников, которые в огромном  количестве  съезжаются  на святое место окунуться в  водах  целебных  источников. На  горе  около  храма  имеются монастырские земли, где сестры выращивают картофель и различные овощи. В городе Стерлитамаке действует монастырское подворье при храме святой мученицы ТАТИАНЫ по улице Халтурина, 119. Здесь сестры несут различные послушания: церковное,  трапезное,  пекут просфоры, занимаются пошивом монашеской одежды и церковного облачения, а  также  в  настоящее  время обустраивается  золотошвейная  мастерская  и  в  будущем иконописная. В монастыре  имеется  библиотека,  и  выписываются  периодически  издания православных газет и журналов. В 3-х километрах от монастыря расположен скит (подсобное хозяйство) с небольшим домовым храмом в честь святых царственных страстотерпцев. Здесь сестры с помощью паломников выращивают на монастырских землях овощи, ягоды, фрукты, которыми питаются круглый год и кормят паломников. 

              В общем в монастыре подвизаются более 25 сестер.

В настоящее время для строительства монастыря выделен участок в размере 3-х гектаров в районе Детского санатория.

 

˝ДА БУДЕТ СВЯТО ЭТО МЕСТО…˝ (Иез. 45,1).

 

              Жемчужина Башкирской Земли – Святые Ключи. Эта богатейшая духовная сокровищница открыта для всех, но, к сожалению, многие люди проходят мимо, не понимая, что могли бы обогатиться благодатью Божией, сердцем прикоснуться к Великой Святыне, получить утешение и духовную помощь. Заканчивая повествование, приведем слова наставника и учителя монашеского делания святителя Игнатия (Брянчанинова): ˝Взирая из тихого монастырского пристанища на житейское море, воздвизаемое бурею страстей, благодарю Тебя, Царю и Боже мой! Привел Ты меня в ограду святой обители…. Скуки не знаю; время сократилось, понеслось с чрезвычайной быстротой, - как бы слилось с вечностью; вечность как бы уже наступила˝.

 

             Настоятельница Богородице-Табынского женского монастыря,

                                                                                                   игумения Иоанна (Смолкина).