Паломничество в Австралийско-Новозеландскую епархию РПЦЗ
Паломничество в страну, занимающую материк Австралия и многочисленные острова Индийского и Тихого океанов, и расположенную к юго-востоку от неё Новую Зеландию состоялось по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона и по приглашению митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Возглавил паломническую поездку епископ Салаватский и Кумертауский Николай, в сопровождении настоятельницы Богородице-Табынского женского монастыря игумении Иоанны и казначеи обители монахини Еликониды.
29 июля вечером мы прилетели в Мельбурн, второй по величине город и культурный центр Австралии, где нас встретили представители Австралийско-Новозеландской епархии, а 30 июля в 10:00 часов утра вылетели в Новую Зеландию.
Новая Зеландия расположена в юго-западной части Тихого океана на двух крупных островах – Северном и Южном, разделенных проливом Кука, и на многих прилегающих, преимущественно необитаемых, мелких островах. Коренные жители страны – маори, переселенцы из Восточной Полинезии – начали осваивать территорию более тысячи лет назад, и к началу XIII в. заселили Северный и Южный острова. Первым европейцем, увидевшим в 1642 г. берега Новой Зеландии, был голландский путешественник Абель Тасман, который и дал неведомой стране такое название. Сами маори называют свою страну Белое Длинное Облако. В 1768 году посетил и обследовал острова английский мореплаватель Джеймс Кук. Именно это путешествие положило начало периоду активного освоения островов европейцами, первыми из которых стали китобои, охотники на тюленей и торговцы. В 1814 г. в Новой Зеландии появились первые христианские миссионеры. Ко второй половине XVIII века жизнь коренного населения складывалась как при первобытно-общинном строе: они занимались земледелием, охотой и рыболовством. В 1840 г. вожди племён маори под давлением англичан подписали договор, в соответствии с которым Новая Зеландия стала британской колонией. В 1907 году страна получила статус доминиона – номинально независимого государства, имеющего во главе монарха и передавшего правительству Великобритании только вопросы обороны и внешних отношений. С 1947 года Новая Зеландия является полностью независимой при сохранении за британским монархом поста главы государства (с 6 февраля 1952 года на престоле находится королева Елизавета II). Статус монарха определён конституционным принципом «царствует, но не управляет», и он не имеет существенного политического влияния, а высшим органом законодательной власти страны является Парламент.
В аэропорту г. Окленда нас встретил благочинный приходов РПЦЗ в Новой Зеландии протоиерей Владимир Бойков. По времени года в этих странах на июль приходится зимний период, и день заметно сокращен, поэтому батюшка сразу решил показать нам вечерний город со смотровой площадки, находящейся на горе вулканического происхождения Эден.
Окленд был первой столицей Новой Зеландии – европейцы прибыли сюда в 1839 году, а 1864 его функции как административного центра были переданы Веллингтону из за более удобного месторасположения. Это город дождей и потухших вулканов (их здесь 48), город парков (более 37 тысяч гектаров земли – это зеленые пятна на карте Окленда) и город прогулок (туристические путеводители насчитали в Окленде более 500 км пешеходных троп).
Новая Зеландия, г. Окленд.
За последние несколько лет город очень изменился – здесь проходит Кубок Америки, престижная парусная регата и другие международные события. Жители считают, что Окленд стал более элегантным и оставил позади все остальные города Новой Зеландии, т.к. в него в своё время было вложено огромное количество средств. Несмотря на большое количество вулканов, здесь проживает более 1,3 миллиона человек, в том числе крупнейшая полинезийская община в мире. Погода в Окленде очень переменчива, ежедневные дожди не затягиваются надолго, но всё-таки, окруженный со всех сторон водой, город отличается высокой влажностью, туманностью, что делает его похожим на Санкт-Петербург. Местные жители называют свой город маленьким Сиднеем и очень гордятся им.
Православие в Новой Зеландии представлено приходами нескольких православных поместных церквей: Константинопольской, Антиохийской, Русской (РПЦЗ), Сербской и Румынской.
После прогулки по вечернему Окленду состоялся ужин и размещение в гостинице. На следующий день, 31 июля отец благочинный продолжил знакомить нас с достопримечательностями окрестности Окленда. Ни одна страна на нашей планете не могла бы сравниться с Новой Зеландией по числу удивительных, экзотических и единственных в своем роде природных явлений и объектов, собранных на её сравнительно небольшой территории. Вулканы и гейзеры, пещеры и водопады, фьорды и ледники, редкие рептилии и птицы, уникальные деревья и цветы – трудно даже перечислить все те чудеса природы, которыми это маленькое государство, расположенное на «крайнем юге», поражает путешественника, заставляет остановиться и стать наблюдателем его необыкновенной жизни.
Удивительное место в Новой Зеландии – прославленная долина Роторуа, побывать в которой считает своим долгом каждый гость этой страны. Да и сами новозеландцы не обходят это чудо своим вниманием. Окруженный 11 великими озерами, городок Роторуа примостился на берегу самого большого из них – озера Роторуа.
Роторуа – это центр интенсивной термальной активности на вулканическом плато Таупо. Над ним поднимается пар, поверхность грязевых прудов покрыта лопающимися пузырьками, сернистые фумарольные поля шипят в ущельях, создавая удивительное зрелище.
Протоиерей Владимир (Бойков)
Здесь есть пузырящиеся «котлы с шампанским», горячие и холодные реки, природные кремниевые террасы, выглядящие так, как будто они из другого мира, и непредсказуемый гейзер Похуту («взрыв»), бьющий на высоту 30,5 м, иногда всего несколько минут, а иногда в течение нескольких часов. Роторуа – родина трети майорийского населения Новой Зеландии. Данная область прославилась как бальнеологический курорт в 1840-х годах, но и сейчас это цивилизованное и известное место.
На окраине этого города, на берегах реки Пуаренда раскинулся терминальный парк Вакареварева – многочисленные озера с горячей водой, окутанные паром и окруженные горами. Жившие тут маори были людьми явно не робкого десятка. Они построили свою деревню Вакареварева в самом сердце этой необычной местности, среди свистящих струй пара, бульканья горячих ключей, рева гейзеров и клокотания грязевых котлов. Причем постарались использовать природные особенности Роторуа: хижины строили на участках с теплой прогретой снизу почвой, сооружали бассейны, где круглый год купались в горячей воде, и даже рыбу варили, погружая её в неком подобии «авоськи» прямо в природный кипяток.
И в наше время построенные здесь отели имеют бассейны, наполненные термальными водами, да и отопление в гостиницах обеспечивает тепло зеленых недр.
Высокий уровень жизни общества, способствующий секуляризации и самодостаточности многих австралийцев и новозеландцев, препятствует успеху православной миссии. Но в Новой Зеландии русских всегда было намного меньше, чем в Австралии. Первые русские, попавшие в эту страну, основали там три православных прихода. По мнению отца Владимира, проблема состоит в том, что на Новую Зеландию у епархиального центра никогда не хватало ресурсов, и вопрос поддержания приходов и миссионерской работы даже самими русскими православными никогда серьезно не поднимался. Из слов отца благочинного мы узнали, что в Новой Зеландии был один русский священник, прибывший, как и многие, из Австралии, из лагеря перемещенных лиц – отец Алексий Годяев. В выходные дни он приезжал служить в Веллингтон, где у Русской Зарубежной Церкви был маленький приход. Русские сейчас, как и раньше, сконцентрированы в трех самых больших городах – это столица Веллингтон, крупнейший в стране город Окленд на севере Северного острова и на Южном острове город Крайстчерч. В этих местах по инициативе отца Алексия и некоторых других людей и были основаны приходы: в Окленде – Воскресенский приход, в Веллингтоне – храм Христа Спасителя и в Крайстчерче – храм святителя Николая. Это и сейчас действующие приходы. Еще была маленькая миссия Архистратига Божия Михаила в городе Палмерстон-Норт, которая действовала при часовне, стоящей во дворе дома одного прихожанина. Служили там раз в несколько месяцев по субботним дням, когда ездили в Веллингтон, но уже около пяти лет службы не совершаются, не остаётся ни времени, ни сил. В 1980 годах, когда отец Алексий Годяев ушел на покой, в Новую Зеландию посылались священники из Австралии в командировку на две-три недели каждые два месяца. Эта обязанность лежала на пяти-шести священниках, в основном из Сиднея, а один ездил из Мельбурна. В 1990-е годы на служение в Новой Зеландии обратили серьезное внимание и послали сюда нового священника.
Как нуждается новозеландская паства в духовном окормлении, а епархия в пополнении рядов священнослужителей, желающих потрудиться на ниве Христовой, мы вскоре в полной мере почувствовали. Накануне дня памяти великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского, по определенным причинам вечерняя служба не состоялась. Невольно вспомнилась Россия, представились храмы и монастыри Русской Церкви во всём своём множестве и благолепии, наполненные богомольцами, в каждом из которых совершается бдение в честь этого дивного святого.
Между тем, мы, осмотрев природное чудо света, впечатляющую долину гейзеров Роторуа, отправились в маорийское поселение Те Пуйа. У маори существует легенда о том, как они прибыли сюда на семи лодках (каноэ) со своей прародины, общей для всех полинезийцев – Гаваики. На пути своего следования мореплаватели давали это имя и другим островам, в результате чего образовались похожие названия – Гавайи, Савайи, Хива. По названиям каноэ получили свое название и племена. Каждое из племен селилось со своим вождем на строго определенной территории. Предания сохранили не только названия лодок, но и имена вождей и рулевых.
Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. Абель Тасман, Джеймс Кук – открыватели Новой Зеландии – спровоцировали кровавые схватки. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик (шлюпку) сжег целую деревню маори. Эти и многие другие деяния путешественников навсегда настроили маори против пришельцев из-за океана.
В начале XIX века у маори появилось огнестрельное оружие, начались междоусобные войны. Для «наведения порядка» на острова прибыли англичане и, в итоге одержав верх, захватили Новую Зеландию. В 1850-х годах была учреждена символическая должность короля маори. Не имея реальной власти, король играет активную роль в общественной деятельности, отстаивая права коренного народа. В 1892 году маорийское движение создало для защиты прав своего народа Парламент маори, однако новозеландскому правительству удалось урегулировать споры с маори мирным путем, и в 1902 году парламент прекратил деятельность, а маори стали активно участвовать в новозеландской политике.
Прежде у маори был распространен каннибализм. Съедали обычно пленных. Существовала вера в то, что сила съеденного врага приходит к тому, кто его съедает. Другой значительной традицией является татуировка – как на теле, так и на лице, она показывала общественный ранг. В то же время это было инициацией, проверкой на выносливость.
В культуре маори значительное место занимают песни и танцы, которые исполняются под аккомпанемент флейты. По приезде в маорийское поселение мы сразу же попали на концерт, который местные жители с усердием показали всем присутствующим в специально отведенном для этого помещении.
На обратном пути в Окленд я спросила отца благочинного, в чем особенность миссионерской деятельности в Новой Зеландии. Батюшка ответил, что миссионерствовать среди новозеландцев очень трудно, как и в Австралии.
– Это совершенно иные люди, в отличие от американцев, не говоря уже о России. Коренной американец, как правило, что-то ищет, поэтому у них столько сектантов, протестантов, там церкви создаются тысячами. А в Австралии и особенно в Новой Зеландии совсем другая ситуация. Что они ищут? Ищут пляжа, футбола, пива, телевизора. У нас в Новой Зеландии в субботу вечером все должны быть на регби или смотреть матч по телевизору. Если не сезон регби, то крикет, или какой-нибудь иной спорт. На спорте здесь все помешаны, пиво выпить – это тоже почти религиозный акт. Каждый новозеландец старается иметь свою дачу. Это часто маленькая хибарка, где-то рядом с пляжем, чтобы приехать туда в выходные дни: ни о чем не волноваться, закрыться в ней, покупаться, полежать, почитать газету и в воскресенье поздно вечером вернуться в обычный мир. Эта расслабленность, обмирщенность в духовности особенно чувствуется у католиков и англикан. Многие из них сами этого не осознают, но некоторые консервативные, старого устоя, католики и англикане понимают, почему у них так мало людей в храме.
Утром 1 августа состоялась поездка на Тасманово море с намерением понаблюдать за необычными, недавно прилетевшими сюда птицами, которые называются олуши. Так в разных странах обычно характеризуют животных, которые не боятся человека. А олуши нередко позволяют даже брать себя в руки. В районе Новой Зеландии и Тасмании с августа по март гнездятся южные, или австралийские, олуши, примерно 1200 пар. Взрослые олуши всех видов в целом похожи. Преобладающий цвет у них белоснежный, а верх головы золотистый, по заднему краю крыльев хорошо заметна черная полоса. Крылья длинные и узкие, как у альбатроса. Птенцы, как только начинают летать, без задержек пересекают Тасманово море и несколько лет живут в водах Австралии, поднимаясь вдоль берегов до тропиков. Домой они начинают возвращаться в возрасте около трёх лет. Сидящая или ковыляющая по суше олуша кажется несколько неуклюжей, в полете же она на удивление стремительна. Олуши отлично плавают и маневрируют под водой, обладают превосходными летными качествами и могут на лету поймать даже летучую рыбу. В Индийском океане, на острове Рождества, принадлежащем Австралии, обитает самый редкий вид олушей – чернокрылые, который составляет около пяти тысяч особей и занесен в международную Красную книгу.
Редкий вид олушей.
Благодаря длительной изолированности Новой Зеландии от других участков суши животный и растительный мир здесь уникальны. Настоящая достопримечательность страны – нелетающие, бегающие птицы, самая известная из которых – киви (по её имени называют и новозеландцев). Завезенные в Новую Зеландию сначала полинезийцами, а затем европейцами сухопутные млекопитающие – до этого на Новозеландских островах обитали только три вида летучих мышей – нанесли большой ущерб некоторым видам нелетающих птиц. Так, например, моа, достигавшие 3 м в высоту, стали редкими еще до наступления европейской эпохи в истории Новой Зеландии.
После недолгого путешествия на Тасманово море мы вернулись в Окленд и побывали на Высотной Башне (Скай Тауэр), самом высоком – 328 метров – строении Южного полушария. Внутри башни, построенной прямо в центре города, расположен вращающийся ресторан, откуда как на ладони можно увидеть весь Окленд: живописный залив, грандиозный мост, соединяющий центр города с его северными районами и белые паруса яхт. Открывается прекрасный вид и на главную улицу города – улицу Королевы, которая очень любима светскими людьми. В парках города, на вершинах потухших вулканов, сооружено множество смотровых площадок, с которых можно наблюдать удивительную красоту города и его окрестностей, насладиться видом Тихого океана и Тасманова моря.
К 18:00 часам вечера мы приехали в храм Воскресения Христова, который служит центром благочиния. Храм был устроен в 1950-е годы в оклендском районе Балморал представителями первой волны русской эмиграции – переселенцами из Европы и беженцами из Китая. Настоятелем храма является протоиерей Владимир Бойков, который постоянно сопровождал нас в поездках и заботился об условиях нашего пребывания в Новой Зеландии. Земля под храм была пожертвована дочерью последнего царского губернатора Тверской губернии, которая купила несколько участков земли в центре Окленда и один из них отдала Церкви с условием, что на этом участке построят храм. На тот период в округе проживало всего 20-30 русских семей, и храм построили маленький, 20-30 кв. метров. На службы собирались один раз в два месяца, и поэтому не было нужды в большем интерьере, несмотря на обширность отведенного участка земли. В настоящее время, в связи с ростом количества прихожан, разрабатывается проект строительства новой церкви. Сейчас люди вынуждены во время службы стоять на улице, при том, что в Великую субботу бывает около 150-ти причастников.
В этот раз в храме собралось около 50-60 прихожан: было объявлено заранее, что вечером 1 августа состоится чтение акафиста преподобному Серафиму Саровскому, которое возглавит епископ Салаватский и Кумертауский Николай из России. Как в Новой Зеландии, так и в Австралии служение епископа – великий праздник, ведь из-за отдаленности континента у архиереев этой епархии нет возможности частого посещения своей паствы. И этот вечер стал для прихожан Воскресенского храма недолгим, но очень запоминающимся праздником. Владыка в полном архиерейском облачении неспешно читал акафист, певчие во главе с отцом Владимиром гармонично и стройно пели, усердно молились великому русскому святому русские люди, только из далёкой и так не похожей на Россию Новой Зеландии. После молитвы к преподобному владыка Николай совершил елеопомазание прихожан. На память о молитвенном общении и нашем посещении прихода владыка преподнес настоятелю храма Табынскую икону Божией Матери, которая была положена на аналой перед алтарем для поклонения молящимся.
После отпуста и слов приветствия мы были приглашены прихожанами на трапезу, в продолжение которой православные новозеландцы не прекращали задавать свои насущные вопросы, как владыке, так и матушке игумении. Такое оживлённое и тёплое общение продолжалось более двух с половиной часов. По завершении беседы мы раздали богомольцам буклеты, брошюры, иконочки на память о нашем посещении храма Воскресения Христова.
Окленд – самый большой город страны, здесь легче всего найти работу, здесь живет большинство новоприезжих русских, и поэтому Воскресенский приход считается самым сильным и по количеству прихожан, и по виду деятельности. На приходе есть второй священник – отец Евгений Куланов, помощник отца Владимира во всех делах благочиния. Воскресные и праздничные богослужения совершаются здесь постоянно, а два раза в месяц батюшки служат в Веллингтоне. Стараниями отца настоятеля была организована русская церковная школа, правда, занятия проводятся в другом районе города, где есть помещения. Она стала очень известной в Окленде, только считается не воскресной школой, а субботней: занятия и встречи проходят по субботам. Некоторым людям, которые приводят детей в школу, сложно ещё и в воскресенье приходить в храм на службу – такая западная болезнь: один раз пришёл, и достаточно. Отец Владимир очень обеспокоен тем, что нет возможности проводить занятия после воскресной литургии – в храме по воскресным дням просто не хватает места, и многие люди вынуждены стоять на улице. Из-за этих неудобств, мешающих свободно заходить и молиться, новозеландцы не хотят приезжать на службу. И это предстоит как-то устраивать.
3 августа, ранним субботним утром, мы вылетели в Сидней. Прощай, загадочная Новая Зеландия и «самый дальний батюшка», как назвал отца Владимира Святейший Патриарх Алексий II, по самому отдалённому континенту, где только начинает возгораться свет Православия. Пусть Господь помогает ему нести свое нелегкое служение. Люди, оказавшиеся здесь, живут вдали от русской культуры и традиций нашей Православной Церкви – эта изолированная жизнь является одной из самых серьезных пастырских проблем. Сейчас, с распространением во всём мире средств массовой информации и коммуникации, жители страны получили возможность просвещения и развития, но чувствуется, что новозеландская паства ещё от всего вдалеке.
В 09:00 мы были в Сиднее. Нас встречали отец диакон Самуил (Вишневский) с матушкой Ольгой. Разместились в скромном епархиальном управлении, где всегда останавливается Владыка Иларион, Первоиерарх РПЦЗ.
Австралийская епархия Русской Православной Церкви Заграницей была учреждена в 1946 году. 12 декабря 1946 года правящим епископом назначен епископ Феодор (Рафальский), однако из-за трудностей с визами он прибыл в страну лишь 5 ноября 1948 года. В конце 1949 года епископ Феодор был возведен в сан архиепископа, а в феврале 1950 года получил титул Сиднейский и Автралийско-Новозеландский. Кафедральным собором был изначально избран Брисбенский Николаевский храм, однако в 1950 году кафедра была перенесена в Сидней.
26 мая 1963 года в Австралии впервые была совершена архиерейская хиротония: во епископа Брисбенского был рукоположен Филарет (Вознесенский), через год ставший главой Русской Зарубежной Церкви.
На Пасху 1994 года указом Архиерейского Синода РПЦЗ была образована и присоединена к составу епархии Корейская миссия, а в феврале 2005 архиепископ Иларион (Капрал) принял в епархию православный клир и паству Индонезии, прежде находившуюся под омофором Гонконгской митрополии Константинопольского Патриархата.
Ныне Австралийско-Новозеландская епархия охватывает обители, приходы и миссии Русской Зарубежной Церкви в Австралии, Индонезии, Пакистане, Новой Зеландии и Южной Корее.
Открытая европейцами в XVIII веке, Австралия при англичанах становится местом ссылок и каторги – сюда отправляли всех неугодных британскому правительству и простых разбойников. Но во второй половине XIX века пятый континент постепенно освобождается от такой неприятной репутации и превращается в место отдыха богатых туристов из Европы.
Австралия является, пожалуй, единственным материком, который фактически не знал войн. Поэтому с начала XX века в благополучный регион стали стекаться эмигранты из Старого Света: здесь они могли найти работу и покой. Примерно в это же время на «зелёном континенте» появились первые русские поселенцы. Сначала это были люди, приезжающие на заработки, затем, после революции, – политические эмигранты. Особенно много «ди-пи» (от англ. «displaced persons» (DP) – перемещенные лица; так называли всех депортированных в трудовые лагеря фашистской Германии, затем оказавшихся на родине или в вынужденной эмиграции) появилось здесь во время второй мировой войны. По статистике, в 1970 году в Австралии проживало 260 тысяч православных, среди которых русских было около 60 тысяч.
В Австралии вопрос о религиозной принадлежности включается в анкеты при проведении переписи населения. При этом опрашиваемые не должны указывать, к какой конкретно общине относятся, как часто посещают богослужения – они просто должны ответить на вопрос «Какова Ваша религия?»
Нужно сказать, что до 1948 года русская православная паства в Австралии была очень многочисленной и сосредотачивалась, в основном, на востоке страны. После прихода к власти коммунистов в Китае, а также после перехода стран Восточной Европы в социалистический лагерь, массы эмигрантов ринулись на поиски новой, более спокойной земли. Сквозь бурю испытаний русские люди пронесли свою веру и стали создателями первых православных русских приходов на далеком материке. Таким образом, на русскую диаспору в Австралии большое влияние оказала эмиграция из Китая конца 50-х – начала 60-х годов. И это сказывается до сих пор. Дело в том, что эмигранты из Китая лучше, чем русские в других местах рассеяния, сохранили православный дух. Отчасти это объясняется тем, что там существовал больший контраст между русской православной культурой и местной китайской, – буддийской и конфуцианской. Поэтому, когда нахлынула волна русских из Китая в Австралию, то казалось, что они приехали из России.
В отличие от Америки, в Австралии сохраняется больше очагов близкого поселения русских. Такие локализированные общины есть, например, в Джелонге, Донденонге (недалеко от Мельбурна), в Кабраматте и Кройдоне, пригородах Сиднея.
30 января 1950 года в Сиднее состоялся съезд духовенства, на котором было создано временное епархиальное управление. Первым русским епископом новой епархии стал епископ Афанасий, прибывший в Австралию 12 июля этого же года, в день памяти святых апостолов Петра и Павла.
В 1951 году состоялась закладка храма во имя святых апостолов Петра и Павла в Стратфилде, одном из пригородов Сиднея. В 1953 году архиепископ Феодор (Рафальский) освятил новое здание храма, который с этого времени стал кафедральным собором епархии и центром русской православной жизни Сиднея и всей Австралии.
В связи с построением нового кафедрального собора, Свято-Владимирская церковь, которая до того времени числилась епархиальным собором, была превращена в архиерейский крестовый храм. Ныне новая Архиерейская Крестовая церковь во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, находится в Кройдоне, на территории епархиального управления. Здесь владыка Николай в сослужении клириков совершил воскресное всенощное бдение.
Петропавловский собор.
В воскресенье, 4 августа, епископ Николай возглавил божественную литургию в Петропавловском кафедральном соборе в сослужении местного духовенства. По окончании литургии владыка поздравил всех собравшихся с 1025-летием Крещения Руси и преподнёс в дар собору, на молитвенную память Табынскую икону Божией Матери. Ключарь собора протоиерей Григорий Лопардин в приветственном обращении поблагодарил владыку за прекрасное богослужение и радость молитвенного общения, которым насыщено архиерейское богослужение. После отпуста состоялась панихида по архиепископу Феодору (Рафальскому), погребённому у алтаря Петропавловского собора. Праздничная трапеза в честь приезда владыки была организована прихожанами, которые эмигрировали сюда из Китая, и (о чём говорилось ранее) сохранили русскую культуру и язык. Общение с выходцами из России, людьми, которые в результате трудных жизненных обстоятельств были вынуждены покинуть свою страну, было для нас приятным и полезным. После трапезы отец Григорий показал нам просторные классы церковно-приходской школы, где дети изучают русскую культуру и стараются не забывать свой родной язык.
Вечером нам предложили поездку по городу для знакомства с его достопримечательностями. Сидней – крупнейший город Австралии, население которого по оценкам на 2009 год составляет примерно 4,5 миллиона человек, столица штата Новый Южный Уэльс. Город был основан в 1788 году адмиралом Королевского флота Англии Артуром Филлипом и является местом первого колониального европейского поселения в Австралии. Город был назван колонистами в честь лорда Сиднея, бывшего на тот момент министром колонии Великобритании. Сидней знаменит своим оперным театром, мостом Харбор-Бридж и тёплыми песчаными пляжами. Жилые кварталы большого Сиднея окружены национальными парками. Береговая линия изобилует многочисленными заливами, бухточками и островами. Сидней стал местом проведения крупных международных политических и спортивных мероприятий, таких как Игры Британской империи 1938 года, Олимпийские игры 2000 года, Кубок мира по регби 2003 года. В сентябре 2007 года в Сиднее состоялась встреча лидеров стран АТЭС, в июле 2008 года здесь прошел Международный день молодежи.
Сидней является одним из самых многокультурных и многонациональных городов мира, что вызвано тем фактом, что город является основным местом проживания иммигрантов прибывающих на постоянное место жительство в Австралию. Согласно исследованию Мерсер, Сидней занимает первое место в Австралии по стоимости жизни и 66 место в мире по этому показателю.
Это один из самых привлекательных городов на Земле. Он впитал энергию и ритм жизни других мировых мегаполисов, получил статус одного из главных финансовых центров планеты, но при этом остался совершенно уникальным. Количество парков и зеленых оазисов делает Сидней непохожим на другие крупнейшие города планеты: рядом с уходящими ввысь небоскребами – 34 гектара территории Королевского ботанического сада. Сиднейский оперный театр – наиболее известная и легко узнаваемая достопримечательность города и всей Австралии: парусообразные оболочки, образующие крышу, делают это здание непохожим ни на одно другое в мире. Оперный театр признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире и с 1973 года, наряду с мостом Харбор-Бридж, является визитной карточкой Сиднея. Театр был открыт 20 октября 1973 года королевой Елизаветой II.
Было уже темно, когда мы всё-таки решились на поездку в Покровский собор г. Кабраматта. Программа нашего пребывания в Австралии включала служение Владыки в этом храме, но нам не терпелось поскорее увидеть Абалакскую икону Божией Матери, находящуюся там. По одной из версий, она является оригиналом и вывезена в 1919 году епископом Мефодием и адмиралом Колчаком на теплоходе из Абалакского монастыря г. Тобольска в Омск, а далее через Дальний Восток в Шанхай. В житии священномученика Сильвестра, архиепископа Омского, находится подтверждение этому тезису со ссылкой на книгу Г.К. Гинса «Сибирь, союзники и Колчак» (Пекин, 1937): «В октябре 1919 г. архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр дал свое архипастырское благословение, чтобы отступление войск проходило под Покровом Пресвятой Богородицы. Для этого генералу Дитерихсу из Успенского кафедрального собора был передан древний образ «Знамение Божией Матери». Наиболее громко в 2006 году прозвучала «австралийская версия» этого события. Тогда в мартовском номере журнала «Родина» появилась статья кандидата исторических наук Василия Цветкова «Последняя воля. Икона Абалакской Божией Матери может вернуться в страну». В публикации (хотя и без ссылки на исторические источники) утверждается: осенью 1919 года «возглавлявший Временное Церковное управление в составе Российского правительства адмирала А.В. Колчака архиепископ Сильвестр решил спасти от наступавших красных Чудотворный образ. В сентябре в Омске он благословил иконой приют «Очаг», созданный для детей сирот и беженцев Софией Эмильевной Дитерихс.
Абалакская икона Божией Матери.
Ее супруг генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс был в это время Главнокомандующим Восточным фронтом белых армий. Через два месяца, в ноябре, красные войска вошли в Омск. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину. А икона вместе с отступающей белой армией продолжила путь через всю Сибирь на Дальний Восток. Она стала Небесной Заступницей сирот, являя высочайшее благо милосердия к детям». В дальнейшем икона вместе с приютом оказалась в Шанхае, где с образом происходили чудесные явления: просветление и мироточение. После установления в 1949 году в Китае коммунистического режима настоятельница приюта Агния Михайловна Дитерихс перевезла «Очаг» в Австралию. Она скончалась в 1975 году. А образ хранится в православном храме в Кабраматте, пригороде Сиднея. В 2004 году крестный сын и воспитанник М. К. Дитерихса Андрей Анатольевич Васильев опубликовал в издательстве «Посев» книгу «Генерал Дитерихс», в которой оглашена посмертная воля Агнии Михайловны: Абалакская икона Божией Матери «должна вернуться в Россию после ее освобождения от коммунистов и быть помещена в Храме памяти последнего Царя Николая II и Его Семьи (предпочтительно в Тобольске)». Исполнить завещание призывает и автор публикации в журнале «Родина». В публикации Андрея Верегина на сайте общественно-исторического клуба «Белая Россия» судьба иконы в годину Гражданской войны звучит эпически: «Будучи в заточении в Тобольске, семья царственного страстотерпца Императора Николая II молилась у этой иконы. (…) Известно, что у Абалакской иконы молились, каждый в свое время, адмирал Колчак, белые генералы Корнилов, Капель, Дитерихс, Пепеляев и другие». Странные разночтения: согласно житию священномученика Сильвестра, икона была передана в октябре, а не в сентябре, и генералу, а не приюту «Очаг». Может быть, речь идет о двух разных иконах? Или в храме австралийский «двойник»?
Покровский храм является украшением Сиднея и радостью для многих верующих и считается одним из самых больших среди русских православных приходов Австралии. Начало приходу было положено в 1953 году. Раньше на этом месте стоял небольшой дом, который перестроили под церковь, где и совершали первые службы. Вскоре в Австралию приехал священник Ростислав Ган, хорошо известный среди русских в Китае. Он потратил много сил, помогая русским семьям уехать из Китая в Австралию: встречал их, находил жильё на первое время, одним словом, заботился о них, как о своих детях. Люди уважали его и поддерживали его идею построить здесь новый большой храм. Отец Ростислав привлек архитекторов, способных к строительству добровольцев – и дело пошло. В проект этого здания было заложено два храма: верхняя часть в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а нижняя в честь великомученика Пантелеимона. К сожалению, нижний храм не был закончен из-за проникающих туда грунтовых вод, но прихожане надеются, что со временем найдётся решение и всё обустроится.
При входе в храм мы сразу обратили внимание на роспись стен и потолка и были поражены её живописностью и изяществом. Отец Ростислав хотел, чтобы храм был расписан в стиле 16 века. Эту работу смогли начать только в 1980 году, уже при настоятеле отце Алексие (Розентул). Он сам начал расписывать стены в алтаре, потом ему стала помогать прихожанка Антонина Ганина, обучающаяся мастерству православной живописи в Джондарвилле (США) у иконописца и художника архимандрита Киприана (Пыжова).
В левом приделе храма, в напольном киоте мы увидели Абалакскую икону Божией Матери, размером примерно 90 на 70 см, с таким тёмным изображением, что только при ярком свете или вспышке фотоаппарата можно разглядеть этот образ.
Покровский собор. Кабраматта.
Размер же первообраза, по сведениям церковного историка протоиерея Александра Сулотского, составляет, в переводе на метрическую систему, примерно 89 на 79 см. То есть «кабраматтовский» список имеет даже иные пропорции: он более вытянут в высоту. Но, несмотря на то, что эта Абалакская икона Богородицы не считается оригиналом, – она источает обильную благодать всем, кто с верою и любовию к ней приступает. Мы приложились к святыне по нескольку раз и не хотели уходить – настолько икона притягивала к себе. Здесь мне невольно припомнился Тихвинский образ Божией Матери, который находится в мужском монастыре г. Тихвина, считается творением святого апостола и евангелиста Луки и для всего православного люда служит утешением в скорбях и болезнях. Получив невыразимое духовное утешение от посещения такой святыни, поздно вечером мы возвратились в епархию.
Парк австралийских животных. Коала.
5 августа нам предложили побывать в Парке австралийских животных. Австралия, в представлении русских, всегда была связана с кенгуру, собакой динго, медвежонком под названием коала. Эти животные, действительно, распространены здесь очень широко. Животный и растительный мир Австралии отображён и на гербе страны – кенгуру и страус эму изображены в обрамлении из виноградных лоз.
В Австралии можно встретить дорожный знак «Здесь переходит дорогу Коала». Коалу называют также сумчатым или эвкалиптовым медведем, но на самом деле медведями эти существа не являются. Хотя внешне больше всего напоминают плюшевых мишек: тело их покрыто густым, серым или рыжим, мехом, голова круглая, уши большие и пушистые, глаза маленькие, как пуговки. Коалы очень малоподвижны. Днем зверек обычно спит прямо на ветках (он способен спать по 20 часов в сутки), а ночами лазает по деревьям, поедая листья и побеги эвкалипта.
По берегам рек в Австралии живут утконосы. Долгое время ученые не верили в существование этих животных, встречающихся только в этой стране. Он, как и птица, откладывает яйца, но выкармливает свих детенышей, появляющихся из яиц, молоком. Благодаря перепонкам между пальцами утконосы прекрасно плавают и добывают со дна различных водных насекомых, ракушки. Казалось бы, не может быть никого, подобного этому зверю. А между тем есть у утконоса близкий, хотя и не похожий на него внешне, родственник – ехидна. Напоминающая собой ежа, только в четыре раза больше, она так же при опасности сворачивается в клубок, у нее тоже есть иголки, которыми покрыта вся спина. Если взять свернувшуюся ехидну в руки, она выпустит зловонную жидкость. Ехидна откладывает яйца в специальную сумку у себя на животе. В этой сумке – глубокой кожистой складке – она первое время носит и детеныша, когда он появляется из яйца.
В парке все животные обитают в естественной им среде, спокойно разгуливая по всему заповеднику. Многие из них гостеприимно принимают посетителей и даже едят с рук – это не запрещено. Мы смотрели на этих очаровательных кенгуру, бережно переносящих своих детёнышей в меховых сумках, сонных коал, повисших на эвкалипте, неугомонное птичье царство – и радовались. Как удивительны все эти творения Божии, как прекрасно и премудро создан мир.
Парк Голубые горы.
В оставшееся время, до наступления вечера, мы отправились в Национальный природный парк «Голубые горы», который расположен в 11 км к северо-западу от Сиднея и был открыт в 1968 году. Эти горы покрыты эвкалиптовыми лесами, и само их название происходит от цвета испаряющегося эвкалиптового масла, плывущего над лесами. Будучи частью знаменитого Большого Водораздельного хребта, горы внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Самая высокая точка Голубых гор – гора Виктория (1111 метров). В парке можно увидеть характерные виды деревьев австралийских тропических лесов: голубой эвкалипт, древовидные папоротники, акацию, мятное дерево. Помимо традиционных кенгуру, здесь великое множество экзотических птиц: рыжая веерохвостка, голубь Вонга, желтый мухолов, обитающая только в Голубых горах пещерная славка и другие. На территории парка существует несколько смотровых площадок, откуда открываются захватывающие дух виды на расположенные внизу долины, знаменитые скалы «Три сестры» (гигантские каменные формации из легенд аборигенов) и ущелье Эха.
Ближе к вечеру мы отправились на ужин к Софии Михайловне Бойковой, матери отца Владимира Бойкова, имея желание послушать о периоде проживания русских в Китае. Сама София Михайловна – казачка, родом из Забайкалья, ее родители, как и многие другие семьи, при приходе к власти коммунистов выехали из России в Китай, поселившись в Трехречье. К сожалению, эта местность расположена далеко от Кульджи, и о событиях, происшедших в этом городе в связи с разорением Свято-Никольского храма, где пребывал образ Табынской Божией Матери, Софии Михайловне ничего неизвестно. Мы подарили ей на молитвенную память буклеты, брошюры и иконы. Она, в свою очередь, сообщила нам, что в ноябре, по приглашению местных властей, едет в Китай, и обещала, что обязательно поднимет перед чиновниками вопрос о Табынской иконе, если ей представиться такая возможность.
Утром 6 августа нам предстояла поездка в женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери «Новое Шамордино», при котором имеется Иоанно-Предтеченский скит обители беженцев из Харбина, принадлежащий РПЦЗ. Дорога проходила мимо женского монастыря в честь Святого Креста. Владыку встречали со звоном колоколов и пением матушка игумения Филофея с сестрами. Небольшой монастырский храм с чтимой иконой «Отрада и утешение» оказался очень уютным и намоленным.
В греческом женском монастыре.
Под продолжающееся пение сестер Владыка вошел в алтарь, приложился к Престолу и вынес ковчежец с мощами для поклонения сопровождающим его в поездке. В этом монастыре также почитается святая великомученица Ирина. Очень жаль, что языковой барьер мешал нам общаться свободно, и мы беседовали с матушкой игуменией только через переводчика, а столько всего хотелось спросить, послушать и рассказать. Сёстры угостили нас чаем и какими-то дивными фруктами с монастырской земли, и так же празднично, под звон колоколов и пение, проводили в путь. Но вскоре мы снова оказались в гостях – в мужском греческом монастыре в честь иконы Божией матери «Пантанасса» (Константинопольская Православная Церковь), настоятельствует в котором игумен Стефан. Греки очень чтут архиерейский сан и с особым благоговением встретили владыку, вручив ему по традиции архиерейский жезл. Под звон колоколов, в сопровождении наместника и братии монастыря Владыка последовал в небольшой монастырский храм, где братия совершили вечерню. После богослужения и взаимных приветственных слов была предложена по-гречески щедрая трапеза. За трапезой состоялась духовная беседа на различные монастырские темы.
В греческом мужском монастыре.
Монастырь был основан в 1976 году и первоначально находился в Сиднее. Но в 1995 году, когда к игумену Стефану пришли первые послушники, обитель решили перенести подальше от городской суеты, в Мангровые горы, на вершину одной из них. В 2005 году началось интенсивное строительство традиционного монастырского комплекса в стиле афонских монастырей. Архиепископ Австаралийский Стилиан говорил, что «это будет первая лавра, появившаяся в Австралии». Уже сейчас монастырь известен своей иконописной школой. Всего в обители подвизаются пять монахов вместе с настоятелем. Богослужение совершается на греческом языке.
Когда колокол уже благовестил к вечернему богослужению, мы подъехали к женскому монастырю «Новое Шамордино». Встречали нас игумения Мария с сестрами обители. В прекрасном монастырском храме началось всенощное бдение в канун памяти преподобной Евпраксии, девы Тавеннской. На этот день приходится день Ангела предшественницы игумении Марии почившей матушки игумении Евпраксии (Пустоваловой). Ради приезда Владыки матушка Мария благословила вместо парастаса отслужить более торжественную службу.
В 1959 году русскими монахинями, вынужденными покинуть Китай из-за репрессий пришедших к власти коммунистов, была основана община в Кентлине. В 1983 году была построена новая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В старой церкви ныне совершает богослужение иеромонах Иоаким (Росс) из соседнего Иоанно-Предтеченского скита. Богослужения в монастыре проводятся на церковнославянском и английском языках. Бдением управляла сама матушка игумения, она же была и регентом, и чтецом вместе с остальными монахинями. Богородице-Казанский монастырь со дня своего основания является самым крупным в Австралии. В настоящее время здесь подвизается 6 сестер вместе с матушкой, причём самой молодой монахине 62 года. Сёстры шьют облачения, делают свечи, трудятся на пасеке, делают свой квас и пекут хлеб. Недалеко от монастыря находится поселок с приютом для немощных и престарелых, который содержит братство Святого Креста при этой женской обители. Австралия является одной из стран, где широко развита благотворительность. Активное участие в этом деле принимали и представители русской диаспоры. Особенно это касается организации домов для престарелых. Много таких домов было построено в годы отъезда русских из Китая.
Незадолго до своей смерти в монастыре «Новое Шамордино» гостила матушка игумения Никона (Перетягина) из России, настоятельница Шамординской обители. Игумения Мария так же ни один раз бывала в России и посещала наши монастыри. Таким образом, после воссоединения РПЦ и РПЦЗ происходит сближение и обмен опытом паствы, за что да будет благодарение Господу, «тако изволившему быти».
После вечернего богослужения в монашеском корпусе состоялась трапеза, здесь же нас разместили на ночлег.
С игуменией Марией.
Утром следующего дня владыка Николай возглавил Литургию, по окончании которой была совершена панихида по игумении Евпраксии и поминальная трапеза. Далее игумения Мария предложила нам экскурсию в радиусе нескольких километров от своего монастыря: мы побывали на перегороженной плотиной реке, где через турбины подается чистая, питьевая вода, а так же любовались побережьем Тасманова моря, песок на котором желтого цвета и без единого камушка. После получасового отдыха мы поехали в Покровский собор района Кабраматта, где владыке Николаю предстояло возглавить соборное чтение акафиста пред образом иконы Божией Матери «Абалакская». При входе в храм владыку встречал настоятель собора отец Борис Игнатьевский с другими сослужащими священнослужителями. Икона с левой части собора была выставлена без киота на середину храма. Владыка облачился в мантию – и началось прекрасное хоровое пение акафиста нараспев. Перед елепомазанием владыка взял икону и с амвона благословил ею молящихся. Не передать той благодати и радости, которая присутствовала на тот момент в храме. Абалакская икона «Знамение» Божией Матери – самая почитаемая у нас в России, в Сибири. Она была написана в 1637 году при тобольском архиепископе Нектарии протодиаконом кафедрального собора Матфеем. Икона 1637 года не сохранилась, но с нее известно много списков, так же почитавшихся чудотворными. Может быть, «кабраматтовский» образ и вернется на историческую родину, но думается, что он намного нужнее «зарубежным» русским, – только Православная Церковь помогает сохранить русским людям в иноязычном окружении свою культурную самобытность. Сиднейские прихожане не помнят подробности судьбы этого списка Абалакской иконы, но твёрдо знают: она связана с именем славного сына Русской земли Михаила Константиновича Дитерихса. И это незримо, но тесно связывает их с Россией, частицей истории которой является эта загадочная икона…
На ночь нас разместили в доме благочинного приходов штата Новый Южный Уэльс Австралии, настоятеля Николаевского храма г. Сиднея отца Никиты Чемодакова, где он проживает с матушкой Верой. На ужин пришли отец Борис с матушкой. В прекрасной обстановке уютного дома мы многое узнали из жизни наших соотечественников, волею Божией оказавшихся на столь далеком континенте. Мы, в свою очередь, рассказывали, как хранили русские люди в России свою веру в трудный для всех богоборческий период.
8 августа рано утром отец Никита отвёз нас в аэропорт, и в 10:35 мы прибыли в Мельбурн. Встречали нас отец Николай (Далинкевич) с дочерью Ириной. Родом он из Минска, его родители во Вторую мировую войну попали в плен в Германию. После окончания войны хотели вернуться в Россию, но когда узнали, что на родине их будут ждать ссылки и лагеря, иммигрировали в Австралию.
Город Мельбурн.
Мельбурн (штат Виктория) является культурной столицей Австралии – это настоящий мегаполис, тайны и красоты которого очаровывают каждого туриста стильными архитектурными зданиями и старыми улочками, пропитанными духом времени. Этот город является местом проживания для выходцев из 233 стран мира, которые говорят на 180 языках и проповедуют 116 различных религий, а так же важным центром жизни аборигенов.
Первыми европейскими жителями города были англичане и ирландцы. Именно к ним принадлежали все первые поселенцы, прибывшие в штат Виктория во время золотой лихорадки и составляющие большинство иммигрантов, вплоть до начала Второй мировой войны.
Мельбурн. Памятник воинам.
Открытие золота в 50-х годах XIX века послужило началом бурного развития Мельбурна. В последующие годы золотой лихорадки в Викторию и Мельбурн стали прибывать значительные группы выходцев из Китая, Германии и Соединенных Штатов Америки.
Город был основан на северном берегу реки Ярра в 1835 году. Во многих отношениях его можно назвать типичным австралийским городом, так как его развитие, особенно в ХХ веке, определялось развитием спальных районов, где могла бы осуществиться мечта каждой австралийской семьи о своём отдельном доме с небольшим участком земли. Благодаря огромному количеству парков, садов и бульваров Мельбурн очень часто называется «городом-садом», а штат Виктория известен как «штат садов» еще с ХIХ века. Здесь так же находятся пять из шести самых высоких зданий Австралии, самым высоким из которых на сегодняшний день является Башня Эврика.
В Мельбурне расположены крупнейший в Австралии морской порт и большая часть предприятий австралийской автомобильной промышленности, которую представляют сборочные заводы Форд и Тойота. Туризм в настоящее время является одной из основных отраслей экономики. С 2008 года Мельбурн отобрал пальму первенства у Сиднея, как основного туристического центра Австралии.
Согласно маршруту, нам предстояло пробыть в Мельбурне 3 дня, поэтому, не теряя времени, после обеденной трапезы мы попросили отца Николая ознакомить нас с достопримечательностями города, на что батюшка с удовольствием согласился.
Монумент памяти – один из крупнейших в Австралии памятников воинам, участникам всех военных конфликтов, в которых принимала участие страна – расположился в огромном парке, засаженном эвкалиптами и другими различными видами деревьев и кустарников. В качестве идеи проекта основного здания использован легендарный Мавзолей в Галикарнасе, одно из семи чудес света.
Башня Эврика – самый высокий небоскрёб Мельбурна и один из высочайших на австралийском континенте. На 88 этаже здания, на высоте 297 метров расположена смотровая площадка, на которую мы решились подняться, чтобы зафиксировать на фотоаппарат захватывающую дух красоту города.
На вечернее богослужение, накануне памяти святого великомученика Пантелеимону, мы поехали в Покровский собор, настоятелем которого является протоиерей Николай (Карыпов).
В конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века прихожане и духовенство существовавшего в Коллингвуде прихода Покрова Пресвятой Богородицы, стали задумываться о перенесении прихода на новое место. Связано это было с тем, что существовавшее здание было тесным и усугубились трудности с парковкой. В 1983 году Церковный совет принял решение о покупке у Объединённой Церкви церковного здания, однако из-за изменившихся у обеих сторон обстоятельств, сделка была расторгнута. Затем было принято решение о покупке земли и возведении нового здания, так как церковь в русском стиле в большей мере будет соответствовать эстетическим запросам прихожан, нежели переделанное здание, изначально выстроенное в западном стиле. О планирующемся возведении русской церкви стало известно отцу Димитрию Александрову, жившему тогда в Сиднее (впоследствии владыка Даниил). Отец Димитрий заинтересовался проектом, запросил эскизы и дал много ценных советов. Однако вскоре он был переведён в США и не мог более принимать участие в осуществлении проекта. Тем не менее, под его влиянием Строительный комитет стал придерживаться стиля ХVII века, когда ознаменовался расцвет русской церковной архитектуры – последующие периоды западноевропейские веяния нанесли непоправимый ущерб исконно русской архитектуре.
В дальнейшем проектировании церкви предложили следовать ярославским образцам, полагая, что такой стиль будет в наибольшей мере соответствовать духу Мельбурна. За образец была взята церковь Иоанна Златоуста в Ярославле. Церемония закладки храма состоялась 5 ноября 1989 года. В фундамент церкви были положены частицы мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.
На вечернем богослужении прихожан было немного, как и во многих храмах в будний день. В пении и чтении принимали участие все, кто могли. На другой день к началу Литургии храм заполнился молящимися прихожанами с детьми. По окончании Литургии память святого великомученика Пантелеимона почтили молебном с прочтением ему молитвы коленопреклоненно.
В Успенском храме в Данденонге (Мельбурн)
На память о нашем посещении владыка Николай преподнёс отцу настоятелю и прихожанам Табынскую икону Божией Матери для молитвенного поклонения. Далее Владыка осмотрел классы воскресной школы при Покровском соборе и трапезную. После обеда отец настоятель показал нам католический собор святого Патрика, который является крупнейшим церковным сооружением в мире, построенным в ХIХ веке, и представляет собой выдающийся пример неоготического стиля. При входе в собор справа и слева висят огромные иконы Спасителя и Божией Матери, перед которыми в песочные подсвечники люди ставят свечи. Слева, на колоне центрального алтаря помещена икона Божией Матери «Страстная», писанная на золоте темперой. Статуи в этом соборе отсутствуют. В огромном интерьере, по обе стороны, стоят парты.
В самом центре города располагается здание вокзала – своеобразная визитная карточка города. Его изображение можно увидеть на многочисленных плакатах, открытках и значках, посвященных Мельбурну. Вокзал является старейшей железнодорожной станцией в Австралии, в настоящее время считается памятником архитектуры и находится под охраной правительства Виктории.
На всенощное бдение под воскресный день мы поехали в микрорайон Данденонг на приход в честь Успения Божией Матери, который был образован выходцами из Китайских городов Шанхая, Харбина и Кульджи в конце 1940-х – начале 1950-х годов. В 1964 году сообщество приобрело два участка земли. В июне 1979 года была заложена нынешняя церковь. В январе 1986 года она была освящена архиепископом Павлом (Павловым, +1995 г.) и епископом Сербской Церкви в Австралии Василием (Вадичем). Сейчас приход этого храма составляет более 250 семей, регулярно посещающих богослужения.
Перед началом вечерни владыку Николая встретил настоятель храма протоиерей Михаил Протопопов, управляющий делами Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархией РПЦЗ. Позже я узнала этого батюшку: года два назад он приезжал в наш монастырь на Святые Ключи, и мы имели с ними общение. Успенский храм необыкновенно красив, иконостас большею частью позолочен. Слева от главного алтаря в напольный киот помещена икона Табынской Божией Матери, написанная матушкой Галиной (Сремской) в п. Саракташ в дар этому приходу. Как позже выяснилось, основные прихожане этого храма – выходцы из г. Кульджи, выехавшие из Китая во время Культурной революции. Мне удалось пообщаться с двумя прихожанками, которые до 1965 года жили в Кульджи и хорошо помнят оригинал Табынской иконы в ризе. После их отъезда, в 1966 году, икона оставалась в Свято-Никольском храме этого города. Они также подтвердили, что Табынская икона исчезла в тот период, когда начали разорять храмы, и рассказали, что из Австралии в Китай на поиски иконы специально выезжала группа, но результата никакого не получила. Поэтому, в утешение прихожанам, помнящим образ Божией Матери Табынской, служивший им утешением в чужой стране, отец Михаил позаботился доставить этот образ в свой храм. Одна из собеседниц, по имени Александра, узнавшая, что мы приехали с места явления этой иконы, поспешила к себе в дом за фотографией, где изображены священник с молящимися пред чудотворным образом на коленях в празднование 9-ой Пятницы по Пасхе в 1955 году в Кульдже (об этом говорит надпись на обратной стороне). Это фото прислала ей дочь из Канады, Александра копирует снимок и раздает всем желающим. Для меня было великой радостью получить эту фотографию, ведь в наших архивах такого изображения нет. Также мне показали несколько икон на задней стене Успенского храма, чудом уцелевшие в Никольском храме г. Кульджи и вывезенные в Австралию.
После вечернего богослужения прихожане с любовью пообщались с нами и вместе с настоятелем отцом Михаилом вышли из храма провожать нас в аэропорт. Впереди – трудный перелёт из Мельбурна в Москву. Отец Николай (Далинкевич) с семьёй оставались с нами в аэропорту до самой посадки.
Прощай, Австралия, близкая и далёкая. Пусть поможет Господь православным в этой стране. Сейчас здесь действуют православные школы и высшие духовные заведения, издательства, общественные центры, выходят книги, журналы о Православии, существуют православные радиопередачи, созываются конференции. В Мельбурне работает Институт православно-христианских исследований, в котором учатся студенты разных юрисдикций. Во многих храмах есть святыни, иногда по новостям сообщается о чудесах, происходящих по молитвам верующих у чтимых икон.
Тем не менее, как говорит монахиня Феодора (Хатчинсон), «что касается распространения Православия в Австралии, то мы сейчас находимся в самом начале пути».
Игумения Иоанна,
Настоятельница Богородице-Табынского
женского монастыря
24.09.2013 г.